Обзор Full Frame камеры Pentax K-1

У фотографа обычно две проблемы: время и деньги. Деньги потому что оборудование стоит немало, а время потому, что обработка фотографий в любом случае занимает больше времени, чем сама съемка. Посмотрим, как на эти два показателя коррелируют с выбором камеры. Сегодня у меня в тесте флагман компании Pentax полнокадровая зеркалка K-1.

Я стал искать камеру с расширенными возможностями внутренней обработки файлов, по сравнению с моим Canon 5D Mark II. И тут же в моем поле зрения оказался Pentax K-1, предлагающий прекрасные возможности такой обработки.  Представим, что я выбираю камеру для себя, исходя из своего опыта и предпочтений. 

Тест камеры Pentax K-1. Пейзаж

Существует неправильное мнение, что Pentax K-1 - это камера для пейзажей. Это не так, хотя пейзаж получается очень хороший, графичный, детальный и живописный.  

В приведенном снимке я впервые попробовал использовать настройку обработки камерного jpg под пейзаж. Объектив 24-70 2.8 HD, и он очень хорош. Скачать файл можно по ссылке, размер под 20 Мб. 

В своих обзорах я довольно мало внимания уделяю техническим параметрам камеры: во-первых, о них и так много пишут, а во-вторых, современные фотоаппараты настолько совершенны, что эти показатели довольно трудно оценить и бессмысленно сравнивать. Вот, к примеру, как сравнить динамический диапазон матрицы, не используя сложнейшего оборудования? Да практически никак, зато хорошая картинка всегда остается хорошей картинкой, которая несет в себе не цифры, а эмоции. Поэтому я сосредоточил внимание на тактильном ощущении от съемки и ее результатах. Надеюсь, это именно то, что ищет читатель.

Где тонко, там и рвется. Поэтому в тесте я решил подвергнуть камеру довольно жестким испытаниям: съемка на концерте, репортаж в условиях плохого освещения (один из наиболее типичных жанров во время съемки свадеб, и в то же время частая задача в моей практике), пейзаж, портрет на пленере и съемка в студии.

Обзор камеры Pentax K-1. Пейзаж

Сложная ситуация для любой камеры: концерт в пабе с ужасным мигающим диодным светом, контровиком, стремительными музыкантами и, как ни парадоксально - недостатком освещения. 

Это камерный jpg, характеризующий хорошую работу автоматики - замера экспозиции и балланса белого. ISO4500 и объектив 77мм 1.8 Limited. Скачать оригинальное фото можно по ссылке

Эргономика

Pentax K-1Дизайн Pentax K-1 я назвал бы консервативным, и, тем не менее – очень утилитарным. Кстати, фотографам старой школы это понравится. Камера прекрасно сбалансирована как с тяжелым зумом 24-70, так и с миниатюрным портретником 77мм 1.8. Особо хочу подчеркнуть правильность баланса: рука не устала даже через четыре часа непрерывной съемки.

 

Спуск легкий, фиксация преднажатия немного нечеткая, звук затвора тихий и приятный. Снимать одно удовольствие. Порой начинаешь щелкать только потому, что это по кайфу.

Очень важно: прекрасный баланс нажатия на спуск – гораздо меньше шевеленки (по субъективным оценкам). Немного разовью мысль: вы наверняка замечали, что во время нажатия на кнопку спуска камера делает небольшое движение, как бы кивает. При довольно длинной выдержке - 30 и больше, а иногда и при более коротких значениях, как 60 и 80  - это движение дает смаз, который называется "шевеленкой". Так вот, с моей обычной камерой я просто иногда чувствую, как при нажатии камера нестабильна. И это - недостаток разработки без учета биомеханики. В Pentax K-1 нажатие на кнопку спуска легкое и не вызывает "кивка". Не могу с уверенностью утверждать, что этот показатель будет одинаковым для каждого человека, но для моей руки это работает. Вот обзор, в котором я написал, почему именно предпочитаю использовать бустер - ради стабильности. 

Резина на камере качественная: не скользит, мягкая и приятная на ощупь, и в то же время не страдает отклеиванием. 

Экран отличается идеальной передачей цветов и остроумной системой поворотов для ракурсной съемки.

Управление

Pentax K-1 устройство поворотного экранаПервое впечатление от знакомства с камерой: шок и дезориентация. Камера предоставляет столько функций, что разбегаются глаза. Не знаешь, как все эти изюминки вместить в голову, на какие полочки разложить, чтобы потом брать было удобно. Затем я просто решил разбить функции на две части: самые востребованные раскладываю в близком доступе. А остальное оставляю на интересный квест: вытащить, разглядеть, попробовать:

  • GPS;
  • Wi-Fi;
  • HDR;
  • Съемка со сдвигом пикселя, что улучшает резкость и проработку цветов для пейзажной и предметной съемки;
  • Расширение динамического диапазона в светах и тенях;
  • Двойная (вернее - сколько нужно раз) мультиэкспозиция;
  • Таймлапсы;
  • Если не все вспомнил — через недельку можно будет на досуге исследовать.

Все важные органы управления выведены на корпус, но порой дублируются, есть две кнопки с перепрограммируемыми функциями и пять пользовательских пресетов на диске выбора, расположенном слева от пентапризмы. Для меня - вполне достаточно. 

К слову о диске выбора функций: в желании угодить пользователям, разработчики даже обеспечили выбор, переключать диск с кнопкой блокировки или без. То есть, кнопка блокировки отключается отдельным рычажком. Мне нравится без, спасибо за выбор, но эта опция кажется избыточной. А вот что важно: диск крутится на 360 градусов, то есть без блокировки, и это недостаток для съемки в темноте. Ведь чтобы наощупь понять положение диска, скажем, в моей рабочей камере, мне достаточно провернуть диск до упора.

Впрочем, инженеры Pentax K-1 решили эту проблему изящным и неожиданным способом (насчет «неожиданным» - это сарказм): при повороте диска, выбранное значение на секунду отображается на экране. Просто и эффективно. 

Обзор Pentax K-1 - двухдисковое управлениеНебесспорное, но очень интересное решение предложили инженеры Pentax K-1 и для доступа к нужным функциям, обычно «зарытым» глубоко в меню: двухдисковая система, расположенная справа от пентапризмы. Первый диск позволяет выбрать функцию, которая будет управляться вторым диском. И вот этот второй диск очень удобно лежит под большой палец, и вращается, прямо не отрывая глаз от видоискателя. Поэтому на него прекрасно можно «вешать» экспокоррекцию или ISO. Остальные функции, используемые на этом диске, для меня сомнительны.

А вот почему двухдисковую систему управления я считаю небесспорной: она почти полностью уничтожила информационный экран, в простонародье именуемый «погоном». Он стал маленьким и неинформативным атавизмом: чтобы что-то на нем рассмотреть, приходится напрягать зрение.

Зато аплодисментов заслуживает видоискатель, покрывающий 100% площади кадра, обладающий вынесенной точкой визирования и прекрасной видимостью всей информации. Чтобы считать информацию во время работы, включая сигнал подтверждения фокусировки, не нужно скашивать глаз и отвлекаться от съемки, как в камерах Canon и Nikon; вся оперативно важная информация легко доступна и делает информационный «погон» фактически ненужным.

Тест камеры Pentax K-1. Съемка на концерте

Мне понравилось подстраивать ЧБ режим под себя, что, благодаря роскошному динамическому диапазону дает очень экспрессивную, факрутную и глубокую картинку. Я бы даже сказал - близкую к пленке. ISO4500 

Скачать файл можно по ссылке

Недостатком видоискателя я назвал бы подсветку точек фокусировки, которые мало того, что довольно бледные, так еще и «вспыхивают» после срабатывания затвора, а не по преднажатию, что было бы логично. В результате на сложных сюжетах разглядеть, куда фокусируешься, практически невозможно. Что такое «сложное освещение»? К примеру, концерт с ярким контровиком, высоким контрастом картинки и недостаточным освещением, съемка в темной студии (черная циклорама, верхний свет приглушен, чтобы не влиять на цветовую температуру).

Оперативное управление, или... Какие функции мне нужны в «быстром доступе»

В процессе съемки мне нужен оперативный доступ к:

  1. изменению ISO,
  2. экспокоррекции,
  3. балансу белого,
  4. управлению точкой фокусировки,
  5. пользовательским пресетам, которых до сих пор мне хватало трех (съемка в темном помешении, съемка со вспышкой и съемка на пленере).

С этой точки зрения все на своих местах, легко доступно и прекрасно управляется даже в перчатках.

Кроме баланса белого, а также выбора типа картинки, которые «висят» на четырехпозиционном переключателе, который также управляет перемещением точки фокусировки. Этот переключатель имеет два режима: управления точкой фокусировки и выбора дополнительных функций (баланса белого, типа картинки и типа съемки). Переключение между двумя режимами этого переключателя осуществляется отдельной маленькой кнопкой. Это решение кажется спорным по двум причинам: 1) кнопка маленькая и ее трудно нажать в перчатке, 2) очень часто я забывал переключиться обратно на выбор точки и вместо этого незаметно для себя менял настройки баланса белого или типа картинки (пытаясь переместить точку фокусировки).

Наиболее очевидное и удобное решение для выбора точки фокусировки – использование джойстика, ставшее стандартом у всех, кроме Pentax. 

Защищенность

Камера защищена от брызг и пыли, как и объектив 24-70 2.8, на байонетном соединении которого можно заметить резиновый уплотнитель, что доказывает, что к качеству в Pentax относятся очень серьезно. Кстати, я поинтересовался у знакомого в сервисе репутацией марки.

Вячеслав Смолянинов из сервисного центра Penal утверждает, что Pentax попадает к нему в сервис крайне редко, а К-1  так и вообще ни разу. 

 Хорошо, это не авторизированный сервис. По данным представительства Pentax Ukraine за полтора года продаж зарегистрировано одно обращение в сервис, да и то не за ремонтом, а за юстировкой. 

Теперь о деньгах

Камера профессиональная, а профессионалы умеют считать деньги. Поэтому посчитаем очень любопытный показатель, который можно назвать «амортизационная стоимость одного кадра». Для этого разделим стоимость камеры на гарантированный ресурс затвора (в нашем случае это 300000). $1800 : 300000 * 27 = 16 копеек. Что у конкурентов?

  • Nikon D810 при стоимости у официальных дилеров 83000 грн и ресурсе затвора 200000 дает 41 копейку.
  • Nikon D850 (корректнее сравнивать с этой камерой) при цене 115000 и ресурсе 200000 получается 58 копеек.
  • У Canon 5D Mark IV при 150000 ресурсе и цене у официальных дилеров 90000 получается 61 копейка.

Самое главное - картинка

С этой точки зрения Pentax K-1 на высоте: полноформатная матрица без антимуарового фильтра размером 36 Мегапикселей дает великолепную цветопередачу и безупречную резкость. Именно цветопередача — одна из самых сильных сторон Pentax как марки.

Тест камеры Pentax K-1. Портрет на природе

С портретным объективом лимитированной серии получаются просто великолепные портреты. Цветопередача и тональный баланс великолепны. Сложная область скинтона без замечаний – придраться просто не к чему. Тональная линия очень плавная, и в то же время выразительная.

Скачать файл в полном размере можно по этой ссылке

Когда слышишь от кого-либо «цветопередача отличная», обычно это очень трудно соотнести с реальной картинкой, поэтому в отвлеченных разговорах этот аргумент не говорит вам ровным счетом ничего.

Тест камеры Pentax K-1. Съемка осенних листьев

Но когда приносишь с фотоохоты портрет разбросанных в лесу листочков, и видишь, насколько они реалистичны чуть ли не до запаха прелой листвы, сразу же вспоминаешь аналогичный опыт с другими камерами. 

Тест камеры Pentax K-1. Портрет на  пленере

То же можно сказать о скинтоне: можно смотреть десятки мастер-классов и потратить десятки часов на то, чтобы добиться естественного скинтона в той или иной ситуации. С другими камерами.

С Pentax K-1 сомнений не возникает – это естественный скинтон, и даже если картинка холодная, или освещена лампами накаливания – это все равно правильный скинтон, привести который в порядок не составляет труда: просто подправь баланс белого.

Тест камеры Pentax K-1. Динамический диапазон согласно независимомму тесту DxOMarck

Независимый тест Dx0Mark позволяет сравнить динамический диапазон матрицы Pentax K-1 с основными конкурентами.

Тест камеры Pentax K-1. Динамический диапазон Pentax K-1 съемка в студии начерном фоне

Согласно независимым тестам камера имеет наилучший на рынке показатель динамического диапазона, и это автоматически выводит ее в разряд вожделенных покупок для любого фотографа, в любом жанре, кроме спортивного репортажа. В первую очередь это свадебная съемка, предметная и фуд-фотография, интерьерная съемка, портрет на пленере и в студии.

Тест камеры Pentax K-1. Портрет в студии. Динамический диапазон матрицы

Кстати, именно в студии мы проверяли динамический диапазон матрицы и были приятно удивлены. Для теста выбрали съемку на черной циклораме модели в черном платье. Результат — прекрасная проработка фактур и тональных градиентов в тенях. Недоэкспонировав кадр примерно на 2-3 ступени, мы без проблем «подняли» и практически не заметили ухудшения качества. К тому же, подобное упражнение не привело к окрашиванию теней, такому привычному для пользователей Других брендов

Тест камеры Pentax K-1. Пейзаж. Динамический диапазон матрицы, восстанавливаем кадр, переэкспонированный на две ступени

Пересвет на 2 ступени также не вызвал особенных проблем, при восстановлении кадра из RAW, разве что картинка стала немного контрастнее. Тональный балланс сохранился и практически невозможно найти пикселы, "выбитые" в ноль.

Мегапиксели

Тут их довольно много — 36. Количество мегапикселей для меня важно по двум причинам. Первая: я использую только оптику с фиксированным фокусным расстоянием, поэтому зум часто приходится делать в постпродакшене с помощью кропа. И в этом случае лишние мегапиксели только на пользу.

Однако, когда обнаруживаешь, что на карту памяти объемом 64 Гб помещается немногим более 600 снимков RAW+jpg, понимаешь: это высшая лига, детка! Ну, или что-то вроде того, в общем, запасаемся картами памяти.

При съемке RAW+jpg лампочка записи из буфера горит довольно долго, однако, у меня ни разу не возникало ситуации переполнения буфера. Правда, я не использую серийную съемку, но поверьте, когда вижу достойный кадр - давлю на гашетку без остановки. Но согласно официальных спецификаций, в формате RAW можно снимать сериями длительностью до 17 кадров. К тому же, не забываем о размере кадра и здравом смысле: в репортаже никому обычно не нужны кадры размером 36 Мп. Просто уменьшаем размер кадра и отключаем RAW — можно снимать длинные серии.

ГонкаISO

Тест камеры Pentax K-1. Репортаж при плохом освещении. Сїемка с высоким ISO

Съемка с ISO3200 выглядит вполне естественной и живой, цвета если чем и нарушены, так это лампы дневного света, но при этом за всю съемку не отмечено проблем с экспозицией из-за мерцания.

Когда на рынке прекратилась «гонка мегапикселей», началась гонка ISO. По этому показателю Pentax K-1, кажется, не проигрывает. С моей точки зрения для съемки репортажа вполне рабочее значение 6500, но пробовал я снимать и на ISO30000.  

Тест камеры Pentax K-1. Сїемка с высоким ISO

Впечатления от съемки с ISO 30 000 посредственные: шум слишком велик, а резкость значительно падает. Однако же, в экстренной ситуации можно снимать и на 30 тысячах, и выше. Впрочем, сами судите.

Пятиосевой стабилизатор на матрице

Pentax K-1 матрица и пятиосевой стабилизатор на матрицеЕсли уж говорить о матрице, нужно упомянуть пятиосевую стабилизацию на матрице, используемую в этой камере. Что в этом особенного? Во-первых, стабилизацию на матрице редко встретишь в зеркалках. Во-вторых, такую стабилизацию труднее реализовать для полнокадровых камер, матрица которых, например, весит вдвое больше матриц с кропом.

Тест и обзор камеры Pentax K-1. Репортаж. Работа стабилизатора картинки, патиосевой стабилизатор на матрице

Производитель заявляет, что стабилизатор позволяет отыграть до 5 стопов! В моем случае могу заявить о 4: при зуме 70мм удалось получить резкий кадр на выдержке 15. 

Скачать файл размером 2500 по длинной стороне, чтобы убедиться, что все реснички на месте, можно по ссылке.

Но это не стендовые испытания, а реальная съемка репортажа! В случае Pentax K-1 стабилизатор действительно работает очень удачно. У меня возникло ощущение дружеской руки, которая поддерживает тебя под локоток и не дает испортить кадр.

Стабилизация включается и отключается автоматически и работает вполне успешно.

Работа автоматики

Тест и обзор камеры Pentax K-1. Автоматический баланс белого. Пейзаж

Работой автоматики баланса белого я остался доволен: в большинстве ситуаций она справляется великолепно, имея общую тенденцию делать картинку более холодной.

В целом неплохо, но инженеры Pentax K-1 дают возможность пользователю внести коррекцию в этот параметр, используя режим интеллектуального баланса белого. Не хочешь холодно – подстрой.

Замер экспозиции работает идеально и вызывал у меня замечания гораздо реже, чем в моей рабочей камере. А точнее – практически никогда! Я использовал матричный замер и вполне естественно, что когда в кадре 80% неба, экспокоррекция все же требуется. В условиях недостаточного света экспозамер не имеет склонности к притемнению картинки, как у Canon. И в то же время, за счет шикарного ДД матрицы, глаза, оказавшиеся в тени, прекрасно читаются на картинке, к тому же, практически без потерь качества их можно «поднять» из тени.

Преднастройка картинки

Это именно та функция, ради которой я ввязался в тест Pentax K-1. Идея состоит в том, чтобы меньше заниматься постпродакшеном, а снимать сразу в джипег, но при этом получать сразу готовую картинку, которую смело можно отдавать клиенту.

В Pentax K-1 имеем с десяток готовых преднастроек, начиная от стандартных «Авто», «Портрет» и «Пейзаж», и заканчивая экзотическим «Кросс процессом». Но главное – это уникальная гибкость, которую предлагает меню камеры: помимо стандартных контраста, резкости и так далее, можно по отдельности настроить яркость светов и яркость теней, а также параметр, ближе всего описываемый как Clarity. Кстати, активация последнего несколько удлиняет обработку кадра.

Дополнительный бонус: прямо во время съемки можно убедиться, что такая картинка клиенту нравится, или же перенастроить картинку. Удачное решение для настройки пресета картинки: при этом открывается последний кадр и все изменения можно увидеть на примере этого кадра. Удобно, логично.

Оптика

Отдельно хотелось бы остановиться на оптике, которую я получил в тест. Я не ставил перед собой задачу ее протестировать, но из песни слов не выкинешь. 

Сверхуниверсальный 24-70 2.8 с индексом HD – то есть, разработанный с учетом современных требований матриц высокого разрешения. Если честно, именно этот объектив пошатнул мою решимость снимать только фиксами (обзор объектива Nikkor 105мм 2.5 которому я обязан таким решением). Фокусировка достаточно быстрая и уверенная. Картинка настолько естественная, цветопередача настолько правильная, резкость настолько… резкая, что лучшего, кажется, искать не стоит. Если только речь не идет о…

Тест камеры Pentax K-1. Сравнение оптики, объектив 24-70 2.8

Следует подкрепить мои втосторги по поводу универсального объектива 24-70 2.8 HD примером: боке, конечно, хуже, чем у Limited Edition, но вполне присутствует. Обращает на себя очень хороший цветовой и тональный балланс, прекрасная резкость. Ниже фото, сделанное в тех же условиях знаменитым "Лимом" - практически никакой разницы в качестве картинки вы не найдете.

77мм 1.8 Limited Edition — великолепный портретник. Почему его фокусное расстояние не 85, как у всех, а именно 77 мм я не могу даже предположить. Возможно, эти 8 мм дают мне дополнительных полметра в студии, чтобы лопатками не упираться в стену. Но рисует он отменно, боке мягкое, даже я бы сказал кремовое, но при этом красиво отрисовывает огоньки на фоне. Абсолютно резок уже с открытой диафрагмы, чем вызывает неподдельное уважение.

Тест камеры Pentax K-1. Репортаж, сравнение объективов. Pentax 77mm 1.8

Для сравнения тут же фото, сделанное 77мм 1.8. ISO6400 - вполне рабочая величина. Я специально не включал шумодав, чтобы можно было рассмотреть шум, скорее похожий на зерно. И фото при этом он не портит.

Фокусируется «отверткой», то есть, мотором, расположенным в корпусе камеры. И этот факт никак не влияет на скорость фокусировки – она отличная! Но немного шумная.

Можно подискутировать относительно того, что 1.8 — это не очень светосильная оптика на сегодняшний день. Особенно как для топового объектива лимитированной серии. Действительно, у конкурентов портретники 1.4 и даже 1.2. Разница в три стопа, но хотелось бы обратить пристальное внимание на размер, вес и стоимость конкурентов. Да ими убить можно! Притом, как буквально, так и фигурально – убить свой бюджет.

С этой точки зрения лим за $780 весом 270 грамм выглядит привлекательно, компактно, а то, что светосила не на высоте, компенсируется хорошей чувствительностью матрицы. Как можно увидеть на фотографиях, при диафрагме 1.8 получается отличное боке.

Мой вывод

Любопытное наблюдение можно сделать, если посетить мой любимый Flickr.com: разные камеры снимают по-разному. Техническое совершенство не всегда коррелирует с качеством художественным. Традиции производства и опыт разработчиков гораздо важнее, чем маркетинговое бабло и инновации.

Проведем эксперимент: зайдите на www.flickr.com и просто просмотрите снимки, сделанные разными камерами. Хорошо, пусть это будут камеры того же уровня, что и Pentax K-1. Посмотрите на техническое и художественное качество снимков, сделанных новыми амбициозными игроками на рынке фотокамер, и сравните со снимками, сделанными камерами «большой четверки» (ах да, Minolta там уже нет, зато играет Leica). Возможно, вы увидите (но вовсе не гарантированно), что некоторые фотографии выглядят как распечатка на пластике, а некоторые — как картина Боттичелли.

Конечно, дело ив опыте и мастерстве снимающего, то есть автора. Но большую роль играет и техника, которая у грандов фототехники находится за гранью цифр, мегапикселей и пространства RGB. Я не раз уже писал, что касательно великих производителей фототехники, речь идет не о технологии, а о некой магии. Которую невозможно описать цифрами мегапикселей или единиц динамического диапазона.

Вот примерно такие мысли меня обуревали по время тестирования Pentax K-1: магия аналога, пленочной фотографии чувствуется в этой современной и совершенной на сегодня цифровой камере. Я ее полюбил, даже не смотря на некоторые несовершенства, которые обязан перечислить:

  1. Недостаточно подсвечены точки автофокуса, что затрудняет съемку при экстремальном освещении;
  2. Прожектор подсветки автофокуса не включается при недостаточном освещении, видимо, ждет полной темноты;
  3. Не идеальна эргономика выбора точки фокусировки;
  4. Не очень светосильная оптика, впрочем, потрясающего качества.

 Фактически, это те немногие недостатки, которые мне удалось обнаружить, если уж попридираться. Зато о достоинствах хочется говорить и говорить:

  1. Прекрасная передача цветов;
  2. Очень широкий динамический диапазон матрицы;
  3. Прекрасная эргономика;
  4. Очень точный автофокус;
  5. Контрастный автофокус работает почти с той же скоростью, что и фазовый;
  6. Великолепное качество оптики;
  7. Прекрасно работает автоматики баланса белого;
  8. Великолепно работает автоматика экспозамера;
  9. Очень выносливый затвор;
  10. Низкая амортизационная стоимость одного кадра;
  11. Гибкая настройка камерного jpg;
  12. Очень большое количество функций, которые будут востребованы не часто, но для думающего фотографа станут вишенкой на торте;

Если приглядеться, каждое из достоинств раз в 10 больше, чем каждый из недостатков. То есть, камера Pentax K-1 - это реально топовая камера, которая сделает честь хорошему профессионалу. Ее сильные стороны - любая съемка, где нужно делать красиво. Хочу ли я К-1? Да.