Правила паспарту

Когда-то у меня был сайт, погибший на бесплатном хостинге. Я решил вытащить для вас одну из популярных статей, на этот раз о паспарту... 

Правила паспарту

Рама и паспарту — это обрамление окна, через которое зритель заглянет в мир твоей фотографии. От того, какова эта рама, будет зависеть восприятие.

Если бы эта фотография не была оформлена паспарту, возможно, вы не обратили бы на нее внимания. Но удачно подобранное оформление заставляет ее раскрыться и ожить

Правильно подобранное обрамление может в десятки раз усилить впечатление от снимка, спрячет недостатки, подчеркнет достоинства. Поэтому работать над оформлением готовых фотографий нужно обязательно!

Как сделать фотографию законченной?

Как сделать фотографию законченной?

Совершенно не одно и то же, глядеть на мир через современные стеклопакеты, дышащие стариной рамы особняка, или узкие полоски очков для дальнозорких. Точно так же подбор обрамления для фотографии очень важен.

Скажу даже больше: если вы хотите, чтобы на зрителя фотография произвела впечатление — не поленитесь ее оформить.

Начну с того, что по моему мнению представляет собой фотография: это искусство. Так что, если ты, читатель, думаешь иначе — дальше не читай. Да, фотка — это мгновение жизни, лицо дорогого человека, воспоминание о поездке в Египет или о пьянке в кругу друзей. В этом случае достаточно пары фотоальбомов и дешевой рамочки из магазина, чтобы фотку можно было подарить.

Но если фото — это элемент самовыражения (как для меня), то творческий процесс должен длиться несколько больше, чем 1/30 секунды, за которые мы нажимаем на кнопку:

  • Прежде всего, если не обсуждать сюжет и построение композиции (чем обычно занимаются до момента нажатия на гашетку) — фотография нуждается в кадрировании. Нужно подумать и обосновать:

    • зачем мне нужно кадрирование, чего я пытаюсь добиться — сбалансированности композиции, убрать лишние объекты, исключить отвлекающие цветовые пятна и т.д.?

    • какой кадр выбрать — квадратный или вытянутый панорамой, вертикальный или горизонтальный, а может и овальный или круглый?

  • Затем обработка — начиная от регулирования уровней, удаления красноглазий и прыщей и заканчивая всем, что может подарить человеку Фотошоп.

  • А уж затем — собственно оформление.

Рама или паспарту?

Рама или паспарту?

Ну да, можно запросто сделать раму. Но - все хорошо в меру...

Если слово "паспарту" показалось малознакомым, поясню: это картонка, в которой вырезают дырку, в которую и вставляют изображение (не обязательно фото — можно и акварель).  Если делать все по-честному, то паспарту заказывают в багетной мастерской, где можно подобрать цвет и фактуру картона, и где качественно и аккуратно сделают ту самую дырку. Стоит это обычно 2-3 бакса.

Затем рама — откровенно говоря, она нужна не всегда, но если вешаем фото на стену — весьма желательна. По единственной причине - рама "отбивает" фото от интерьера и в то же время - "связывает" его с интерьером. В результате изготовления рамы наши затраты на фото возрастают не менее чем в 10 раз — но такова цена искусства!

Выбор цвета паспарту

Паспарту перекликается с цветом фона, "усиливая море"

А вот если на стену вешать ничего мы не собираемся, то достаточно паспарту. Тем более, что в электронном виде сделать его — вовсе не проблема. Смысл обрамления картинки цветной однотонной картонной рамкой в том, что можно подчеркнуть или спрятать сюжетно важные (или мешающие) объекты. Но об этом будем говорить после того, как выберем размер.  Смысл обращения для этой цели к Фотошопу - подобрать наиболее удачное цветовое решение из нескольких вариантов, и при этом не потратить ни цента.

Размер

Размер самого фото, по моему глубочайшему убеждению, должен быть достаточно большим (конечно, исключительно в том случае, если фото действительно радует глаз). Достаточным для того, чтобы зритель мог комфортно разглядывать детали.

  • Если это фото в альбоме — навряд ли стоит делать отпечаток больше 13х18;
  • Для небольшой комнаты лучше всего подойдет формат 20х30;
  • Большая комната — пляшем от 40х50;
  • Зал — можно и больше, да хоть метр на два — чтобы снимок можно было комфортно разглядывать с центра помещения.
Выбор цвета паспарту

Присмотритесь к фотографии корневой системы дерева, покрытой мхами - Вам хотелось бы оказаться в этом прекрасном месте? Для исполнения этой мечты годится только достаточно большая фотография

По сути своей, размер ограничивает только качество используемой техники и — количество денег, которые мы готовы потратить: чем больше картинка — тем дороже рама. Но для многих выставок и конкурсов рекомендуется делать отпечатки размером А4 — от него-то и будем плясать.

Все дело в размере

Выбор размера паспарту

Первая причина, по которой фото нуждается в паспарту — теснота. Если это портрет в виде головы, или некий одинокий объект, стесненный рамками картинки — паспарту позволяет расширить горизонты и дать объекту съемки столь нужное пространство.

Разумеется, если это пространство даст ему какой-то выигрыш.

  • Одинокая голова — просто расширим поле кадра, снабдив его широкой рамкой нейтрального цвета.

  • Лаконичный натюрморт — широкое черное поле создаст вокруг космос и не позволит взгляду зрителя раньше времени вырваться наружу.

  • Пестрая и богатая деталями картинка — рамка паспарту должна быть более узкой.

  • На фотографии много пространства и деталей — сделаем рамочку паспарту совсем тонкой.

  • На картинке мало неба — добавьте поле паспарту сверху.

  • Мало моря — сделайте так же снизу.

Кстати, эти правила могут действовать и как бы «наоборот»: если на фотографии присутствует много деталей, которые не важны и только отвлекают зрителя — сделайте широкую или даже очень широкую рамку паспарту. В результате вы заставите зрителя не разглядывать мелочи, а сосредоточиться на общей идее или основном сюжетном центре. Сделав же узкую рамку для лаконичной композиции, мы пригласим зрителя к подробному рассмотрению деталей.

Контрастно или нет?

Выбор контрастности паспарту

Значительно занизив контраст картинки можно "вытянуть" детали, безнадежно, казалось бы, потерянные в тени. Однако, в результате фотография стала скучной и вялой - и только применение паспарту, не контрастирующего со снимком, позволило его оживить

Иногда довольно сложно решить — делать паспарту контрастным снимку или нет. Можно руководствоваться общими правилами: если снимок не контрастный, паспарту не должно контрастировать с ним. Иначе — оно будет просто «забивать» сюжет. Впрочем, паспарту радикально черного цвета добавляет снимку контраста и драматизма.

От контрастности паспарту к картинке зависит и "объем" - показатель, который трудно описать с помощью обычных понятий. Паспартушки делают снимок объемным, «отодвигая» его вглубь, другие — «выдвигая» его вперед. Как правило, более темные паспарту по отношению к тональности картинки — «задвигают», а более светлые — «выдвигают». Но окончательно все можно увидеть, зачастую — только вставив снимок в паспарту. То есть — субъективно.

Черный или цветной?

 

 

 

 

 

 

Сравните три снимка чтобы определить, как взаимодействует оттенок и ширина паспарту с сюжетом. Так, на левой картинке колесо машины однозначно находится "в глубине" - за рамкой. А вот правая картинка демонстрирует нешуточную динамику - кажется, что колесо, как и весь родстер, стремительно наезжает на зрителя. В средней же картинке, благодаря коричнево-красному оттенку паспарту, отчетливо чувствуется акцент на стремительные линии "огня", зато хищный силуэт машины словно отходит на второй план

Самое простое — сделать паспарту черным. Это стильно и выигрышно в большинстве случаев. Но не всегда хорошо. Черные, белые и различные оттенки серого чаще всего используют в оформлении черно-белой фотографии.

Черный, тем не менее хорошо смотрится, если нужно оттенить яркие, светлые, солнечные цветные снимки. Но иногда он может стать траурной рамкой — этого следует опасаться. Но это — дело индивидуального вкуса оформителя.

Различные оттенки серого - идеальный вариант для оформления черно-белых фотографий

Белый считается проигрышным во всех случаях — белого не носить, обтягивающего не надевать. Лучше рассмотреть возможность разнообразных оттенков серого, которые могут успешно имитировать и черный и белый цвет для соответствующих сюжетов.

Например, чтобы лестница «выходила» на зрителя, можно сделать паспарту очень темно-серым, почти черным. В этом случае оно не будет задавливать снимок и даст ему возможность «тянуться» к зрителю. Полностью же черная рамка будет словно приглашать зрителя «переступить и войти» в изображение.

Серый цвет очень часто не подходит для цветных фотографий, зато — идеально работает с черно-белыми! Для черно-белых фотографий удачным ходом можно признать придание серому паспарту какого-либо оттенка. В этом случае фотография оживает и смотрится гораздо интереснее. Конечно же, в каждом конкретном случае нужно учитывать, как этот оттенок будет взаимодействовать с сюжетом фотографии — это довольно сложно, поэтому посоветую сделать несколько вариантов, из которых уже можно будет выбрать (сразу или со временем) наилучший.

Вот как можно сыграть на контрасте - противоположный красному зеленый оттенок паспарту зрительно усиливает основной красный цвет сюжета

Любопытный аспект: придание паспарту цветового оттенка изменяет зрительное восприятие цветового тона самой фотографии. В этом случае сыграет правило цветового контраста — оттенок серого будет придавать картинке противоположный цветовой тон. Голубой — желтоватый, зеленый — сепию, сепия — наоборот зеленоватый. Но это только в том случае, если мы будем использовать достаточно выраженный цветовой тон.

Вот, к примеру, на этой фотографии за счет темно-синего цвета паспарту сама фотография приобретает оттенок сепии

Этот прием действует на зрителя настолько тонко, что иногда даже не воспринимается сознанием — только на уровне впечатлений. Так, фотографию можно «застарить», просто придав паспарту серый с голубоватым оттенком цвет. Другое применение — можно в какой-то мере исправить нежелательную тональность картинки, если по каким-то причинам невозможно прибегнуть к фотошопу.

Вот и пример тончайшего влияния оттенков паспарту на восприятие картинки в целом: едва заметный розовый оттенок серого не только создает акценты, но и придает неповторимый "утренний" оттенок восприятию

На вкус и цвет…

И на сладкое — паспарту в оформлении цветных фотографий. Почему на сладкое? Потому что именно цветовое разнообразие дает нам массу возможностей для манипулирования зрительским восприятием. А это очень вкусно.

Сразу же оговорюсь, поскольку это важно: все правила, описанные для оформления черно-белого, в цвете не работают или работают не так!

Правила цвета

Начнем с черного — это просто, универсально, непритязательно, часто блестяще и иногда аскетично. В то же время опасно — можно придать фотографии траурный оттенок. Повторюсь — в черное можно оправлять яркие снимки для усиления эффекта. Если же снимок не ярок, черное паспарту только «задавит» даже те яркие цветовые детали, которые есть и сделает снимок графичным — фотография от этого только потеряет.

А вот - черная рамка подчеркивает мрачную трагичность крымских развалин

 

Правило оттенка — цветовой оттенок паспарту не противопоставляется цветовому тону картинки, а усиливает цветовые акценты или же подчеркивает значимость тех деталей, с которыми совпадает по цветовой тональности.

Правило фона — это самое простое и чаще всего удачное решение при подборе цвета паспарту. Сделайте паспарту такого же цвета, что и основной цвет фона — фотографии будет уютно в такой рамке.

Правило акцента — подчеркните сюжетно важный объект, сделав паспарту того же цвета.

 

Правила яркости

Правило яркости — если хочешь, чтобы сюжет рельефно выступил из плоскости — сделай паспарту немного ярче.

Правило темного — паспарту должно быть несколько темнее (в большинстве случаев). Поэтому, выбрав в фотошопе нужный цвет, просто сделай его темнее.

Правило расширения — если паспарту будет соответствовать цвету и яркости фона, оно «расширит» картинку.

Оттенок рамки паспарту совпадает в оттенком фона, за счет чего расширяет "пространство" снимка и подчеркивает сюжетный центр. Это - лаконичный натюрморт

Тонкая полоска

Если присмотреться к настоящему паспарту, то можно увидеть, что под тонким окрашенным слоем находится слой белого картона, который становится белым обрамлением вокруг картинки. И придает ей дополнительную объемность. При советской власти, когда все было дефицитом, такую объемную полосочку специально выклеивали из ватмана.

Ну а в электронной фотографии можно (хотя вовсе и не обязательно), обрамлять снимок такой тонкой полоской. Это делает всю работу очень аккуратной и какой-то законченной. Вот и все, мне остается только пообещать читателю, что вскоре я добавлю к этой статье иллюстрации и допишу отдельные главки для чайников – как все это сделать в Фотошопе. Ну и — пожелать творческой удачи. Желаю!