Можно ли сравнивать несравнимое?

Обзор двух пар внутриканальных наушников: Sennheiser IE-200 и KZ PR-3

Путь меломана извилист и запутан. Но в определенный момент ты задумываешься о том, что “шарики перестали радовать” - и мутируешь в аудиофила. Это очень тернистый путь, разрушительный для семейных кошельков. Но приносящий многие радости.

В конце концов я пришел к простой истине в духе пути самурая: важна не цель, а путь. Не нужно продавать почку, чтобы построить очень дорогую «идеальную» систему, достаточно просто наслаждаться процессом выбора компонентов, шнуров, вариантов подключения.

Самая легкая дорога для достижения идеального звука за разумные деньги – это путь наушников. Можно достичь практически референсного звучания за вполне доступную сумму 300-500 долларов. Но есть еще более экономный вариант: китайские чудеса. Вы верите в чудеса? Я тоже...

KZ-PR3 – 40 долларов

Набаловавшись совсем дешевыми компромисами в стиле “соединить энергию ци на рассвете промышленной эпохи с духом усталого самурая”, я решил сделать ход конем и приобрел магнепланарные (ортодинамические) наушники KZ-PR3, в которых тончайшая мембрана размером 13,2 мм колеблется между двумя магнитами. Этот вариант имеет два интересных преимущества: высочайшая детальность звучания и репутация звука уровня Hi-End. Известные полноразмерные магнепланары непринужденно стартуют с цифры 1500 долларов. Конечно, было крайне любопытно узнать, насколько китайское чудо может соответствовать... да хотя бы приблизиться к идеальному звуку...

Обзор наушников KZ PR3

В некоторых обзорах KZ-PR3 приравнивают к известным аудиофильским моделям за 100 и даже за 300 долларов, то есть почти в 10 раз более дорогим! То есть в принципе это очень привлекательная покупка. Не буду долго размазывать масло на бутерброде, а сразу о важном: звук меня не разочаровал.

 Широчайший диапазон от 20 до 40000 Гц (если можно верить китайцам... спойлер - нельзя) в полной мере позволял насладиться детальным звуком. К тому же, китайская магия сделала эти наушники вполне терпимыми к источнику звука, и иногда я слушал музыку даже с телефона.

Прогрев

Два важных момента, которые упускают популярные интернет-обзорщики: эти наушники нуждаются в длительном прогреве, прежде чем выйти на ровный качественный звук. Мне потребовалось 2 недели (!!!), на протяжении которых звук менялся от ужасного через разные вариации плохого и посредственного, до нормального и отличного.

Что именно изменяется в наушниках во время прогрева — тайная тайна. Пишут, что размягчаются элементы подвеса и драйвера, приобретая заданные производителем свойства. Что именно может «размягчаться» в магнепланарах — неясно. Но полноценное звучание пришлось ждать недели две. Сначала был жуткий перекос в сторону верхов, бас был нестабилен, в одних альбомах он был неплох, в других — явно недостаточный. Через 2 недели звучание стабилизировалось.

Поэтому вопрос ко всем обзорщикам, не прогревающим наушники — а что именно вы обозреваете?

Второе... При покупке сразу же рекомендуется сменить шнур на кастомный, потому что комплектный не то чтобы очень плох... совсем плох. Я приобрел шнур того же производителя за 12 долларов (но это далеко не предел стоимости полутора метров провода, есть модели за 20, 50 и даже более 150 долларов). Замена значительно повлияла на качество звука: расширилась сцена, углубился бас, средние частоты заблистали нюансами, а высокие частоты наконец-то стали восхитительно детальными. Это как? Ну к примеру, при ударе палочки по тарелке вы слышите не только условный “дзинь”, но и даже звучание материала – удар деревянной палочкой по медной тарелке.

Что до звука... я не стану расплываться в аудиофильской эзотерике, приведу только один пример: в этих наушниках можно услышать отчетливую разницу между flac и DSD форматами. Вы слышали? Если нет, то определенно из-за наушников.

Жанровость и звук

Открытая конструкция наушников KZ PR3

Особенность магнепланаров, высокая детальность, оборачивается отсутствием макродинамики. Отсюда следует жанровая избирательность: электронная музыка недостаточно богата нюансами, а рок не качает - слушать скучно. Также парадоксально не заходит масштабная классика и оркестровая музыка — скорее всего потому что плохо строится сцена.

Но все жанры, где инструментов не много и важны тончайшие нюансы звука — маст хев. Отлично звучит гитара, как акустическая, так и электрическая, вокальная музыка просто божественна. «Времена Года», исполненные Джанин Дженсен на скрипке Кремона Страдивари — ты можешь услышать, что играет именно творение великого Мастера. «Песнь моря» божественной Дульче Понтеш возносит тебя на вершины блаженства. Хотя низкочастотный рев океана звучит совсем не убедительно, и обидно режут по ушам сибилянты, которые для этих наушников в принципе не свойственны, но иногда пролазят.

График эквализации для наушников KZ PR3

Но все же нужно сказать о звуке, точнее - о том самом перекосе в верха: я попробовал исправить звук эквалайзером. Вы не поверите, но у меня получилась ровная диагональ, повышающая басы и снижающая верхи.

Тем не менее, китайцы что-то там исправляли в звуке, и использовали, судя по информации их интернета, электронную коррекцию. То есть - обвес. Сделали они это кривовато, как можно понять из прямой эквалицации (точнее - кривой, которая на самом еле прямая). И второй результат коррекции - мутность в среднем диапазоне, такое впечатление, что на него набросили одеяло. Разумеется, это становится понятно при прямом сравнении со вторым участником теста.

Удобство

Одна из главных досад — все китайские вундервафли (может и не все, но многие) недопилены. Наушники, которые просто вставляются в слуховой проход, весят... угадайте сколько? 9 чертовых грамм, как вам это? 9 грамм - это вес свинцовой пули в револьвере! Помните: "9 граммов в сердце постой, не зови, не везет мне в смерти, повезет в любви..." Приготовьтесь: вам придется привыкнуть нервно дергать рукой, все время загоняя наушник поглубже. Это не зависит от размера ушей, или размера амбушоров, это просто китайский привет нищебродам: вы должны страдать!

UPD Я все же купил сменные амбушоры, и да - все стало значительно лучше. Кроме звучания, разумеется...

Sennheiser IE-200 — 150 долларов

Поэтому я вскоре решил двигаться в сторону более традиционных динамических драйверов, которые дают больше макродинамики, а что до выбора ценового диапазона, то была надежда, что долее дорогая модель от авторитетного производителя обеспечит прекрасное качество звучания.

Sennhiser IE-200

 В чем же выигрывают Sennheiser IE-200? В музыкальности! В результате вы получаете поистине роскошную подачу. Наушники просто невозможно вытянуть из ушей в прямом и переносном смысле.

Важно понимать, ка какому именно классу относятся эти наушники. Когда-то у меня были Sennhiser CX-300 - вполне приличные уличные "капельки". Но однажды в магазине мне предложили ознакомиться с младшей моделью в "профессиональной" серии сценических мониторов IE-4, и я влюбился. Кстати, вот их обзор в моем старом блоге на Блоггере. Поэтому второй моей покупкой стали старшие наушники из той же серии. Вопрос был только в том, сколько я готов потратить и какую из старших моделей выбрать. Остановился на 200-й.

Ну и разумеется, чтобы понимать философию этих наушников, я упомяну, что же такое сценические мониторы. Как правило, это оборудование для профессионального использования, отсюда некоторые выводы. Во-первых, их используют музыканты, у которых очень высокая требовательность к качеству звучания. Кстати, на зарубежных сайтах отзывы по этим наушниками пишут только профессиональные музыканты, аудиофилов нет. Во вторых, они должны быть очень удобны, потому что во время концерта в одной руке скрипка, в другой смычок, и нет возможности поправлять наушники. Поэтому все неудобное тут же выбрасывается, а то что используется - удобное. В третьих, яркий звук неинтересен, он мешает, поэтому вполне естественно, что верхний диапазон немного "притенен". Но это не значит, что с ним какие-то проблемы, он прекрасен, прозрачен и воздушен. Но точность нужного вам диапазона, например, виолончели - категорически важна, поэтому детальность прекрасная.

Впечатления – первые, вторые и третие

Далее - парадокс. Если вы захотите послушать или почитать авторитетные мнения об этих наушниках, то вас ждет разочарование: вы найдете либо рекламу, либо «очень сдержанные» отзывы обзорщиков, которые явно стараются не обидеть важного рекламодателя, но и соврать им как-то неудобно. Поэтому обзоры свои диктуют с кислой миной. В чем же дело? Дело в шнуре!

Комплектный проводок мне сразу показался подозрительно тонким, жестким и каким-то неадекватным большой красивой коробке наушников Sennheiser IE-200. К счастью, дома меня ждало китайское чудо от производителя XINHS — кастомный балансный шнур. О производителе я ничего не знаю. Кроме цены в 24 доллара за проводок.

Но сам шнур выглядит ошенна сурьезна: толстый, гибкий, 12-жильный, с качественными разъемами. И при этом изготовлен для балансного подключения, что немаловажно. Но о балансе потом. Важно то, что замена шнура мгновенно привела к качественному изменению звука — он стал богатым и шикарным. Такое впечатление, что ты сменил дешевый проигрыватель на крутой хайфайный центр — примерно такое ощущение от изменения звука.

Балансное подключение

Есть подозрение, что в раскрытии наушников Sennheiser IE-200 большую роль сыграло балансное подключение, чем качество шнура. По моим наблюдениям, замена шнура, конечно, влияет на звук, но не настолько выразительно. Каким образом балансное подключение настолько изменяет свойства наушников: сигнал раскладывается на две части, одна из которых поворачивается в противофазу, таким образом по двум проводам в наушник приходит два сигнала. Непосредственно в наушнике он опять поворачивается в нормальную фазу и добавляется (плюсуется) к сигналу, пришедшему по первому проводу. В результате вдвое возрастает мощность сигнала и полностью взаимоудаляются шумы и наводки, которые могут возникнуть в процессе передачи. и в наушники приходит очищенный от помех мощный сигнал, что позволяет повысить контроль динамиков и практически идеально воспроизвести фотограмму.

Теоретически я понимал что звук станет лучше, но такого просто не ожидал...

Прогрев

Как известно многим аудиофилам, новая техника не отдает полноценного звучания сразу из коробки, а нуждается в прогреве. Самый простой метод - «подушечний»: вы включаете наушники на громко и засовываете под подушку на несколько часов. Я так не делаю, потому что мне интересно наблюдать за тем, как меняется звук при прогреве. Поэтому наушники у меня прогреваются столько, сколько я их слушаю.

Sennhiser IE-200 зазвучали действительно прекрасно сразу после подключения балансного кабеля: масштабно, сочно и красиво, с прекрасной макродинамикой. Правда, не без недостатков: бас был слишком густой и «бубнящий», верхи не выраженные и плосковатые, средние частоты недостаточно детальны. Как я упомянул, наушники прогревались столько времени, сколько я их слушал, а слушал я их довольно много, поскольку даже с учетом непрогретости звук был хорош. Сначала думал, что прогрев займет около 2 недель, за это время бас пришел в норму, но верхи оставались плосковатыми.

Как же я ошибался... только через месяц наушники вышли на ровное звучание: появился воздух, высокая детальность и верность звучания высоких частот. То есть, через месяц я стал отчетливо слышать даже преимущества формата DSD. Практически все композиции зазвучали интересно, и можно было услышать новые нюансы звучания знакомых треков. Например, раньше я не догадывался, что в альбоме «Времена года» изумительной Джанин Дженсен присутствует орган, и тут я с удивлением его услышал.

Подробнее о звучании Sennheiser IE-200

Обзор наушников Sennhiser IE-200

Звучание великолепное, очень цельное, эмоционально вовлекающее и динамичное. Это именно те наушники, которые можно слушать пол ночи и не уставать. Это те наушники, в которых ты будешь притопывать ногой и невольно покачивать головой в такт музыке.

С другой стороны, в них не получится «уснуть под музычку» - они просто не дают заснуть, делая тебя непосредственным участником процесса. Музыка в них звучит настолько круто, что иногда я ловил себя на том, что забываю дышать, расслушивая особенно интересные пассажи. Серьезно!

Конечно, есть и некоторые замечания. В первую очередь к верхнему регистру — он кажется слегка приглушенным, по крайней мере не доминирует. Но больше всего претензий к ВЧ диапазону были, пока наушники не прогрелись полностью. А прогрелись они... через месяц! То есть, примерно через месяц у меня исчезли претензии, а это немаленький срок. Кстати, взглянем на график АХЧ.

АХЧ

Я привожу официальный график, но скажу вам честно: он совсем не похож на то, что я слышу. Ну то есть — абсолютно! Возможно, этот график записывали с комплектным проводочком - поверить можно.

Лирическое отступление – о частотах АХЧ интересное... Во первых, во всех обзорах графики разные. Это как минимум говорит о том, что они его на самом деле измеряли. Но ребята! Камон! Что именно вы меряли? И как? Я привожу официальный график, но скажу вам честно: он совсем не похож на то, что я слышу. Ну то есть — абсолютно!

И вот что любопытно: если учесть обещание производителя, что абсолютно тот же драйвер находится во всех старших моделях вплоть до 900-й, стоимостью в полторы тысячи долларов — как вы это делаете???? Очевидно, что в корпусе имеется некая резонансная полость, возможно и не одна, которая настраивает профиль звука в данной модели. Но должны же они чем-то различаться кроме дизайна и комплектухи! Следовательно, должны быть механизмы, делающие звук того же драйвера «на полторы тысячи» - или «на полторы соточки».

Пора сравнивать

Сравнивать совершенно невозможно по нескольким причинам: это наушники разного класса, разной ценовой категории, с разными кастомными шнурами, подключенные разными соединениями — обычным миниджеком и по балансному соединению. Но все же я буду сравнивать хотя бы потому, что я их и так сравниваю для себя и пытаюсь понять: правильно ли я потратил деньги?

Удобство

2-

Китайские KZ-PR3 довольно увесистые, потому что сделаны из металла. Удобство в этом случае — вещь относительная, потому что 9 гр точеного металла торчат из уха и если бы не стандартные заушины, стремились бы выпасть. Подобрать удачные амбушоры непросто, наушники либо давят в ушном проходе, либо теряют подачу баса.  Длительно их слушать конечно можно, но будет болеть голова. И да, помогает замена амбушоров, но для этого их нужно выбрать, разобраться какие лучше, заказать, подождать... В общем, это совершенно не то, что называется хорошей комплектацией.

5++

Немецкий Sennheiser IE-200 собранный в Ирландии запрыгивает в ухо и стремится оттуда никак не потеряться. Он весит... не удивляйтесь... 3 грамма! Он держится за ваше ухо, как лицехват из Чужого. Наушники очень легкие и категорически удобные, сидят в углублении наружного уха как родные. Их не нужно все время поправлять, как это происходит у китайских собратьев. Их вообще не нужно никогда поправлять. Вынуть наушники из уха непросто, ну и пусть бы они там оставались навсегда! Не знаю что там с подбором амбушоров, потому что я их ни разу не менял и потребности в этом как-то не возникало. Дополнительное удобство – некий переключатель установки амбушоров, который уменьшает количество баса. Еще не использовал, поэтому комментариев нет.

Эстетика

5+

KZ-PR3 выглядят эпически круто, очень технологично и современно: точеный металл с решеткой открытой схемы, золотистые винтики сборки. Это реально мастхев!

4

Sennheiser IE-200 довольно скромно выглядят, как мы говорили — это сценические мониторы и они не должны отсвечивать. Черный скромный, но качественный пластик. Главная эстетика и вторая сторона дизайна — это удобство. Более удобных канальников, пожалуй, я никогда не использовал.

Комплектация

3-

KZ-PR3 — ничего неожиданного, но комплектный шнур плохого качества. Хорошо что его можно заменить. Хорошо бы чтобы об этом где-то говорили и писали, а то ведь многие пользователи так и ходят с этим серебристым ужасом. В комплекте есть ненужный, потому что неудобный и плохого качества, амбушор из пенистого материала. Также пол очка снимаю за комплектные амбушоры — они как бы есть, но именно из-за них ощущается дискомфорт при ношении. Естественно, нужно менять! Зато не хватает какой-нибудь копеечной сумочки для переноски, или футляра.

4

Sennheiser IE-200 — также плохой шнур, возможно даже худшего качества чем у китайцев. Зато в комплекте есть стандартный изящный кошелечек для переноски и набор дополнительных амбушор прекрасного качества из пенного материала. Не понятно, зачем для такого комплекта используется коробка, размером раза в два больше, чем было бы разумно... В эту коробку может поместиться не меньше пяти десятков таких наушников! Видимо, чтобы подчеркнуть, что это не просто наушники, а очень хорошие наушники, заслуживающие большой коробки.

Требовательность к источнику

5

KZ-PR3 удивительно спокойно относятся к источнику сигнала, их можно использовать даже с телефоном. Разумеется, всего кайфа вы не получите, но слушать вполне можно. Скажу даже больше: именно с качественным ЦАПом ощутим перекос в высокие частоты, который может быть некомфортен. А вот со смартфоном наушники играют сбалансированно и вкусно. У меня сложилось впечатление, что эти наушники спроектированы и настроены именно для использования со смартфоном - но тогда, какой смісл в их магнепланарности? Не ясно, что такого позволяют услышать мегадетальные магнепланары из телефона? Самый вкус, самый сок безжалостно размывается некачественным усилителем телефона. Остается вопрос: а что, наушники за 40 баксов уже не уровень и под ЦАПы их «не затачивают»? Какой в этом смысл?

4+

Sennheiser IE-200 — вдруг оказались требовательны к мощности источника (кто бы сомневался). Не смотря на то, что везде пишут об их всеядности — врут. То ли обзорщики уже не те и не понимают о чем пишут, то ли... Смартфон потребовал практически полной мощности для того, чтобы заиграть на приемлемой громкости. Что довольно странно, учитывая высокую паспортную чувствительность наушников — 119 Дб.

Звучание

3

KZ-PR3 по паспорту играют от 20 до 40000 Гц. Вранье конечно, но цифра внушает.

Импеданс — 15 Ом

Чувствительность 98 дБ

Звук имеет отчетливый перекос в высокие частоты, видимо чтобы подчеркнуть детальность. Для баланса частотной характеристики приподняты также басы, бас довольно густой и осязаемо низкочастотный. Но из-за этого перекоса возникает некоторый дискомфорт. Поэтому сначала ты мучительно к этому привыкаешь, потом мучительно отвыкаешь. Впрочем, если это единственные наушники, то через недели две вы к ним привыкаете. Если у вас несколько пар китайцев, то развлекаетесь тем, что слушаете то с одной парой, то с другой, удивляясь, насколько все звучит по разному. Если же у вас основная пара - это что-то приличное, как второй участник теста, то эти наушники канут в ящик стола и вы о них забудете.

Так что с ожидаемой пятерки я снижаю оценку до 4-.

5+

Sennheiser IE-200 имеют диапазон 6 до 20000 Гц.

Импеданс 18 Ом

Чувствительность 119 дБ

Довольно странно, что при такой высокой чувствительности наушники тяжеловаты и требовательны к источнику. То есть, нуждаются в усилителе. Это не есть плохо. И как я уже говорил, поскольку это профессиональное решение, то изначально оно разрабатывается и просчитывается исходя из того соображения, что профессиональный музыкант скорее всего воспользуется качественным аудиоинтерфейсом.

Сцена

3

KZ PR-3 - Сцена широкая, что характерно для открытой схемы наушников. Но глубина в ней отсутствует и все инструменты навязчиво обступают слушателя.

5+

Senhiser IE-200 Сцена прекрасная, глубокая и широкая, поэтому интересно слушать хорошо записанные симфонические и оркестровые композиции. 

В итоге

Да, PR3 проигрывают старшему брату. Сильно проигрывают... Когда надеваешь их после Sennhiser IE-200, сразу становится очевидно, насколько бледное и невыразительное у них звучание. Предположительно, причина этого — в китайских чудесах. То есть, китайцы умудрились извлечь из ортодинамики бас, и при этом как бы выровнять АХЧ. Как это делается? Да использованием электронных фильтров, то есть, всякого дополнительного электронного обвеса. Который сжирает качество звука, поэтому звучание этих наушников становится отстраненным, мутноватым в серединке, при этом с доминированием резких и не очень комфортных высоких частот. Бас... В некоторых композициях он звучит хорошо, но вообще-то, складывается впечатление, что бас приподнят в достаточно узком поле, поэтому иногда кажется, что он звучит на одной ноте. Особенно это заметно на треках с богатым контрабасом, например, Musica Nuda. Подводя итог: не пожалел ни минуты о потраченных деньгах на Sennhiser IE-200, остается лишь один вопрос, который меня мучает: а 600-я модель реально настолько же лучше, насколько и дороже?

И по очкам

PR-3 — 20

Sennhiser IE-200 — 29,25

Разрыв гигантский. Впрочем, это не удивительно, учитывая разницу в стоимости примерно в 3 раза.