Можно ли сравнивать несравнимое?

Обзор двух пар внутриканальных наушников: Sennheiser IE-200 и KZ PR-3

В конце концов я пришел к простой истине в духе пути самурая: важна не цель, а путь. Не нужно продавать почку, чтобы построить очень дорогую «идеальную» систему, достаточно просто наслаждаться процессом выбора компонентов, шнуров, вариантов подключения. Поэтому этот обзор сделан по неправильным лекалам, но отвечает на очень интересный вопрос: что именно вы получаете, повышая стоимость одного из компонентов, например, в три раза?

KZ-PR3 – 40 долларов

Набаловавшись совсем дешевыми компромисами в стиле “соединить энергию ци на рассвете промышленной эпохи с духом усталого самурая”, я решил сделать ход конем и приобрел магнепланарные (ортодинамические) наушники KZ-PR3, в которых тончайшая мембрана размером 13,2 мм колеблется между двумя магнитами. Этот вариант имеет два интересных преимущества: высочайшая детальность звучания и репутация звука уровня Hi-End. Известные полноразмерные магнепланары непринужденно стартуют с цифры 1500 долларов. Конечно, было крайне любопытно узнать, насколько китайское чудо может соответствовать... да хотя бы приблизиться к идеальному звуку...

Обзор наушников KZ PR3

В некоторых обзорах KZ-PR3 приравнивают к известным аудиофильским моделям за 100 и даже за 300 долларов, то есть почти в 10 раз более дорогим! То есть в принципе эта покупка выглядит очень привлекательно. Не буду долго размазывать масло на бутерброде, а сразу о важном: звук меня не разочаровал, но довольно скоро начали возникать сомнения, что выбор был оптимальным.

Широчайший диапазон от 20 до 40000 Гц (если можно верить китайцам... спойлер - нельзя) в полной мере позволял насладиться детальным звуком. К тому же, китайская магия сделала эти наушники вполне терпимыми к источнику звука, и иногда я слушал музыку даже с телефона.

Прогрев

Два важных момента, которые упускают популярные интернет-обзорщики: эти наушники нуждаются в длительном прогреве, прежде чем выйти на ровный качественный звук. Мне потребовалось 2 недели (!!!), на протяжении которых звук менялся от ужасного через разные вариации плохого и посредственного, до нормального и отличного.

Что именно изменяется в наушниках во время прогрева — тайная тайна. Пишут, что размягчаются элементы подвеса и драйвера, приобретая заданные производителем свойства. Что именно может «размягчаться» в магнепланарах — неясно. Но полноценное звучание пришлось ждать недели две. Сначала был жуткий перекос в сторону верхов, бас был нестабилен, в одних альбомах он был неплох, в других — явно недостаточный. Через 2 недели звучание стабилизировалось.

Поэтому вопрос ко всем обзорщикам, не прогревающим наушники — а что именно вы обозреваете?

Второе... При покупке сразу же рекомендуется сменить шнур на кастомный, потому что комплектный не то чтобы очень плох... совсем плох. Я приобрел шнур того же производителя за 12 долларов (но это далеко не предел стоимости полутора метров провода, есть модели за 20, 50 и даже более 150 долларов). Замена значительно повлияла на качество звука: расширилась сцена, углубился бас, средние частоты заблистали нюансами, а высокие частоты наконец-то стали восхитительно детальными. Это как? Ну к примеру, при ударе палочки по тарелке вы слышите не только условный “дзинь”, но и даже звучание материала – удар деревянной палочкой по медной тарелке.

Что до звука... я не стану расплываться в аудиофильской эзотерике, приведу только один пример: в этих наушниках можно услышать отчетливую разницу между flac и DSD форматами. Вы слышали? Если нет, то определенно из-за наушников.

Жанровость и звук

Открытая конструкция наушников KZ PR3

Особенность магнепланаров, высокая детальность, оборачивается отсутствием макродинамики. Отсюда следует жанровая избирательность: электронная музыка недостаточно богата нюансами, а рок не качает - слушать скучно. Также парадоксально не заходит масштабная классика и оркестровая музыка — скорее всего потому что плохо строится сцена.

Но все жанры, где инструментов не много и важны тончайшие нюансы звука — маст хев. Отлично звучит гитара, как акустическая, так и электрическая, вокальная музыка просто божественна. «Времена Года», исполненные Джанин Дженсен на скрипке Кремона Страдивари — ты можешь услышать, что играет именно творение великого Мастера. «Песнь моря» божественной Дульче Понтеш возносит тебя на вершины блаженства. Хотя низкочастотный рев океана звучит совсем не убедительно, и обидно режут по ушам сибилянты, которые для этих наушников в принципе не свойственны, но иногда пролазят.

График эквализации для наушников KZ PR3

Но все же нужно сказать о звуке, точнее - о том самом перекосе в верха: я попробовал исправить звук эквалайзером. Вы не поверите, но у меня получилась ровная диагональ, повышающая басы и снижающая верхи.

Тем не менее, китайцы что-то там исправляли в звуке, и использовали, судя по информации их интернета, электронную коррекцию. То есть - обвес. Сделали они это кривовато, как можно понять из прямой эквалицации (точнее - кривой, которая на самом еле прямая). И второй результат коррекции - мутность в среднем диапазоне, такое впечатление, что на него набросили одеяло. Разумеется, это становится понятно при прямом сравнении со вторым участником теста.

Удобство

Одна из главных досад — все китайские вундервафли (может и не все, но многие) недопилены. Наушники, которые просто вставляются в слуховой проход, весят... угадайте сколько? 9 чертовых грамм, как вам это? 9 грамм - это вес свинцовой пули в револьвере! Помните: "9 граммов в сердце постой, не зови, не везет мне в смерти, повезет в любви..." Приготовьтесь: вам придется привыкнуть нервно дергать рукой, все время загоняя наушник поглубже. Это не зависит от размера ушей, или размера амбушоров, это просто китайский привет нищебродам: вы должны страдать!

UPD Я все же купил сменные амбушоры, и да - все стало значительно лучше. Кроме звучания, разумеется...

Sennheiser IE-200 — 150 долларов

Поэтому я вскоре решил двигаться в сторону более традиционных динамических драйверов, которые дают больше макродинамики, а что до выбора ценового диапазона, то была надежда, что долее дорогая модель от авторитетного производителя обеспечит прекрасное качество звучания.

Sennhiser IE-200

 В чем же выигрывают Sennheiser IE-200? В музыкальности! В результате вы получаете поистине роскошную подачу. Наушники просто невозможно вытянуть из ушей в прямом и переносном смысле.

Важно понимать, ка какому именно классу относятся эти наушники. Когда-то у меня были Sennhiser CX-300 - вполне приличные уличные "капельки". Но однажды в магазине мне предложили ознакомиться с младшей моделью в "профессиональной" серии сценических мониторов IE-4, и я влюбился. Кстати, вот их обзор в моем старом блоге на Блоггере. Поэтому второй моей покупкой стали старшие наушники из той же серии. Вопрос был только в том, сколько я готов потратить и какую из старших моделей выбрать. Остановился на 200-й.

Sennhiser IE-200 - посадка в ухе очень удобная

Посадка в ухе наушников Sennhiser IE-200: как можно увидеть, положение предельно физиологичное. Наушники очень удобны не только при ношении, но и - в них можно прекрасно прелечь "на боку".

Ну и разумеется, чтобы понимать философию этих наушников, я упомяну, что же такое сценические мониторы. Как правило, это оборудование для профессионального использования, отсюда некоторые выводы. Во-первых, их используют музыканты, у которых очень высокая требовательность к качеству звучания. Кстати, на зарубежных сайтах отзывы по этим наушниками пишут только профессиональные музыканты, аудиофилов нет. Во вторых, они должны быть очень удобны, потому что во время концерта в одной руке скрипка, в другой смычок, и нет возможности поправлять наушники. Поэтому все неудобное тут же выбрасывается, а то что используется - удобное. В третьих, яркий звук неинтересен, он мешает, поэтому вполне естественно, что верхний диапазон немного "притенен". Но это не значит, что с ним какие-то проблемы, он прекрасен, прозрачен и воздушен. Но точность нужного вам диапазона, например, виолончели - категорически важна, поэтому детальность прекрасная.

Впечатления – первые, вторые и третие

Далее - парадокс. Если вы захотите послушать или почитать авторитетные мнения об этих наушниках, то вас ждет разочарование: вы найдете либо рекламу, либо «очень сдержанные» отзывы обзорщиков, которые явно стараются не обидеть важного рекламодателя, но и соврать им как-то неудобно. Поэтому обзоры свои диктуют с кислой миной. В чем же дело? Дело в шнуре!

Комплектный проводок мне сразу показался подозрительно тонким, жестким и каким-то неадекватным большой красивой коробке наушников Sennheiser IE-200. К счастью, дома меня ждало китайское чудо от производителя XINHS — кастомный балансный шнур. О производителе я ничего не знаю. Кроме цены в 24 доллара за проводок.

Но сам шнур выглядит ошенна сурьезна: толстый, гибкий, 12-жильный, с качественными разъемами. И при этом изготовлен для балансного подключения, что немаловажно. Но о балансе потом. Важно то, что замена шнура мгновенно привела к качественному изменению звука — он стал богатым и шикарным. Такое впечатление, что ты сменил дешевый проигрыватель на крутой хайфайный центр — примерно такое ощущение от изменения звука.

Балансное подключение

Есть подозрение, что в раскрытии наушников Sennheiser IE-200 большую роль сыграло балансное подключение, чем качество шнура. По моим наблюдениям, замена шнура, конечно, влияет на звук, но не настолько выразительно. Каким образом балансное подключение настолько изменяет свойства наушников: сигнал раскладывается на две части, одна из которых поворачивается в противофазу, таким образом по двум проводам в наушник приходит два сигнала. Непосредственно в наушнике он опять поворачивается в нормальную фазу и добавляется (плюсуется) к сигналу, пришедшему по первому проводу. В результате вдвое возрастает мощность сигнала и полностью взаимоудаляются шумы и наводки, которые могут возникнуть в процессе передачи. и в наушники приходит очищенный от помех мощный сигнал, что позволяет повысить контроль динамиков и практически идеально воспроизвести фотограмму.

Теоретически я понимал что звук станет лучше, но такого просто не ожидал... При переподключении на баланс изменялся не просто характер звука или расширялось АХЧ - менялся класс звука! То есть, просто переключив наушники из стандартного разъема миниджек в соседнее отверстие для балансного подключения - получаешь примерно в три раза более "дорогой" звук. Для меня это было в какой-то мере шоком, учитывая что в бытовой и аудиофильской технике баллансное подключение появилось не так уже и давно. Ну и разумеется, проходило мимо.

Прогрев

Sennhiser IE-200 - прогрев наушников

На инструкции к наушникам Sennhiser IE-200 есть скромное указание Hi End (что интересно, на коробке такое написать постеснялись). Дело в том, что в этой модели используется тот же драйвер (динамик), что и в старших моделях, например IE-900 за полторы тысячи.

Sennhiser IE-200 зазвучали действительно прекрасно сразу после подключения балансного кабеля: масштабно, сочно и красиво, с прекрасной макродинамикой. Правда, не без недостатков: бас был слишком густой и «бубнящий», верхи не выраженные и плосковатые, средние частоты недостаточно детальны. Как я упомянул, наушники прогревались столько времени, сколько я их слушал, а слушал я их довольно много, поскольку даже с учетом непрогретости звук был хорош. Сначала думал, что прогрев займет около 2 недель, за это время бас пришел в норму, но верхи оставались плосковатыми.

Как же я ошибался... только через месяц наушники вышли на ровное звучание: появился воздух, высокая детальность и верность звучания высоких частот. То есть, через месяц я стал отчетливо слышать даже преимущества формата DSD. Практически все композиции зазвучали интересно, и можно было услышать новые нюансы звучания знакомых треков. Например, раньше я не догадывался, что в альбоме «Времена года» изумительной Джанин Дженсен присутствует орган, и тут я с удивлением его услышал.

Подробнее о звучании Sennheiser IE-200

Обзор наушников Sennhiser IE-200

Звучание великолепное, очень цельное, эмоционально вовлекающее и динамичное. Это именно те наушники, которые можно слушать пол ночи и не уставать. Это те наушники, в которых ты будешь притопывать ногой и невольно покачивать головой в такт музыке.

С другой стороны, в них не получится «уснуть под музычку» - они просто не дают заснуть, делая тебя непосредственным участником процесса. Музыка в них звучит настолько круто, что иногда я ловил себя на том, что забываю дышать, расслушивая особенно интересные пассажи. Серьезно!

Конечно, есть и некоторые замечания. В первую очередь к верхнему регистру — он кажется слегка приглушенным, по крайней мере не доминирует. Но больше всего претензий к ВЧ диапазону были, пока наушники не прогрелись полностью. А прогрелись они... через месяц! То есть, примерно через месяц у меня исчезли претензии, а это немаленький срок. Кстати, взглянем на график АХЧ.

АХЧ

Я привожу официальный график, но скажу вам честно: он совсем не похож на то, что я слышу. Ну то есть — абсолютно! Возможно, этот график записывали с комплектным проводочком - поверить можно.

Лирическое отступление – о частотах АХЧ интересное... Во первых, во всех обзорах графики разные. Это как минимум говорит о том, что они его на самом деле измеряли. Но ребята! Камон! Что именно вы меряли? И как? Я привожу официальный график, но скажу вам честно: он совсем не похож на то, что я слышу. Ну то есть — абсолютно!

И вот что любопытно: если учесть обещание производителя, что абсолютно тот же драйвер ()драйвером они называют динамик находится во всех старших моделях вплоть до 900-й, стоимостью в полторы тысячи долларов — как вы это делаете???? Очевидно, что в корпусе имеется некая резонансная полость, возможно и не одна, которая настраивает профиль звука в данной модели. Но должны же они чем-то различаться кроме дизайна и комплектухи! Следовательно, должны быть механизмы, делающие звук того же драйвера «на полторы тысячи» - или «на полторы соточки».

Пора сравнивать

Сравнивать совершенно невозможно по нескольким причинам: это наушники разного класса, разной ценовой категории, с разными кастомными шнурами, подключенные разными соединениями — обычным миниджеком и по балансному соединению. Но все же я буду сравнивать хотя бы потому, что я их и так сравниваю для себя и пытаюсь понять: правильно ли я потратил деньги?

Удобство

2-

Китайские KZ-PR3 довольно увесистые, потому что сделаны из металла. Удобство в этом случае — вещь относительная, потому что 9 гр точеного металла торчат из уха и если бы не стандартные заушины, стремились бы выпасть. Подобрать удачные амбушоры непросто, наушники либо давят в ушном проходе, либо теряют подачу баса.  Длительно их слушать конечно можно, но будет болеть голова. И да, помогает замена амбушоров, но для этого их нужно выбрать, разобраться какие лучше, заказать, подождать... В общем, это совершенно не то, что называется хорошей комплектацией.

5++

Немецкий Sennheiser IE-200 собранный в Ирландии запрыгивает в ухо и стремится оттуда никак не потеряться. Он весит... не удивляйтесь... 3 грамма! Он держится за ваше ухо, как лицехват из Чужого. Наушники очень легкие и категорически удобные, сидят в углублении наружного уха как родные. Их не нужно все время поправлять, как это происходит у китайских собратьев. Их вообще не нужно никогда поправлять. Вынуть наушники из уха непросто, ну и пусть бы они там оставались навсегда! Не знаю что там с подбором амбушоров, потому что я их ни разу не менял и потребности в этом как-то не возникало. Дополнительное удобство – некий переключатель установки амбушоров, который уменьшает количество баса. Еще не использовал, поэтому комментариев нет.

Эстетика

5+

KZ-PR3 выглядят эпически круто, очень технологично и современно: точеный металл с решеткой открытой схемы, золотистые винтики сборки. Это реально мастхев!

4

Sennheiser IE-200 довольно скромно выглядят, как мы говорили — это сценические мониторы и они не должны отсвечивать. Черный скромный, но качественный пластик. Главная эстетика и вторая сторона дизайна — это удобство. Более удобных канальников, пожалуй, я никогда не использовал.

Комплектация

3-

KZ-PR3 — ничего неожиданного, но комплектный шнур плохого качества. Хорошо что его можно заменить. Хорошо бы чтобы об этом где-то говорили и писали, а то ведь многие пользователи так и ходят с этим серебристым ужасом. В комплекте есть ненужный, потому что неудобный и плохого качества, амбушор из пенистого материала. Также пол очка снимаю за комплектные амбушоры — они как бы есть, но именно из-за них ощущается дискомфорт при ношении. Естественно, нужно менять! Зато не хватает какой-нибудь копеечной сумочки для переноски, или футляра.

4

Sennheiser IE-200 — также плохой шнур, возможно даже худшего качества чем у китайцев. Зато в комплекте есть стандартный изящный кошелечек для переноски и набор дополнительных амбушор прекрасного качества из пенного материала. Не понятно, зачем для такого комплекта используется коробка, размером раза в два больше, чем было бы разумно... В эту коробку может поместиться не меньше пяти десятков таких наушников! Видимо, чтобы подчеркнуть, что это не просто наушники, а очень хорошие наушники, заслуживающие большой коробки.

Требовательность к источнику

5

KZ-PR3 удивительно спокойно относятся к источнику сигнала, их можно использовать даже с телефоном. Разумеется, всего кайфа вы не получите, но слушать вполне можно. Скажу даже больше: именно с качественным ЦАПом ощутим перекос в высокие частоты, который может быть некомфортен. А вот со смартфоном наушники играют сбалансированно и вкусно. У меня сложилось впечатление, что эти наушники спроектированы и настроены именно для использования со смартфоном - но тогда, какой смісл в их магнепланарности? Не ясно, что такого позволяют услышать мегадетальные магнепланары из телефона? Самый вкус, самый сок безжалостно размывается некачественным усилителем телефона. Остается вопрос: а что, наушники за 40 баксов уже не уровень и под ЦАПы их «не затачивают»? Какой в этом смысл?

4+

Sennheiser IE-200 — вдруг оказались требовательны к мощности источника (кто бы сомневался). Не смотря на то, что везде пишут об их всеядности — врут. То ли обзорщики уже не те и не понимают о чем пишут, то ли... Смартфон потребовал практически полной мощности для того, чтобы заиграть на приемлемой громкости. Что довольно странно, учитывая высокую паспортную чувствительность наушников — 119 Дб.

Звучание

3

KZ-PR3 по паспорту играют от 20 до 40000 Гц. Вранье конечно, но цифра внушает.

Импеданс — 15 Ом

Чувствительность 98 дБ

Звук имеет отчетливый перекос в высокие частоты, видимо чтобы подчеркнуть детальность. Для баланса частотной характеристики приподняты также басы, бас довольно густой и осязаемо низкочастотный. Но из-за этого перекоса возникает некоторый дискомфорт. Поэтому сначала ты мучительно к этому привыкаешь, потом мучительно отвыкаешь. Впрочем, если это единственные наушники, то через недели две вы к ним привыкаете. Если у вас несколько пар китайцев, то развлекаетесь тем, что слушаете то с одной парой, то с другой, удивляясь, насколько все звучит по разному. Если же у вас основная пара - это что-то приличное, как второй участник теста, то эти наушники канут в ящик стола и вы о них забудете.

Так что с ожидаемой пятерки я снижаю оценку до 4-.

5+

Sennheiser IE-200 имеют диапазон 6 до 20000 Гц.

Импеданс 18 Ом

Чувствительность 119 дБ

Довольно странно, что при такой высокой чувствительности наушники тяжеловаты и требовательны к источнику. То есть, нуждаются в усилителе. Это не есть плохо. И как я уже говорил, поскольку это профессиональное решение, то изначально оно разрабатывается и просчитывается исходя из того соображения, что профессиональный музыкант скорее всего воспользуется качественным аудиоинтерфейсом.

Сцена

3

KZ PR-3 - Сцена широкая, что характерно для открытой схемы наушников. Но глубина в ней отсутствует и все инструменты навязчиво обступают слушателя.

5+

Senhiser IE-200 Сцена прекрасная, глубокая и широкая, поэтому интересно слушать хорошо записанные симфонические и оркестровые композиции. 

В итоге

Да, PR3 проигрывают старшему брату. Сильно проигрывают... Когда надеваешь их после Sennhiser IE-200, сразу становится очевидно, насколько бледное и невыразительное у них звучание. Предположительно, причина этого — в китайских чудесах. То есть, китайцы умудрились извлечь из ортодинамики бас, и при этом как бы выровнять АХЧ. Как это делается? Да использованием электронных фильтров, то есть, всякого дополнительного электронного обвеса. Который сжирает качество звука, поэтому звучание этих наушников становится отстраненным, мутноватым в серединке, при этом с доминированием резких и не очень комфортных высоких частот. Бас... В некоторых композициях он звучит хорошо, но вообще-то, складывается впечатление, что бас приподнят в достаточно узком поле, поэтому иногда кажется, что он звучит на одной ноте. Особенно это заметно на треках с богатым контрабасом, например, Musica Nuda. Подводя итог: не пожалел ни минуты о потраченных деньгах на Sennhiser IE-200, остается лишь один вопрос, который меня мучает: а 600-я модель реально настолько же лучше, насколько и дороже?

И по очкам

PR-3 — 20

Sennhiser IE-200 — 29,25

Разрыв гигантский. Впрочем, это не удивительно, учитывая разницу в стоимости примерно в 3 раза.