
Винтажное ретро фото — это не особенный жанр фотографии, а скорее стилизация, если говорить о том, что и как делается в настоящее время. Чтобы сделать фотосессию в винтажном стиле, можно воспользоваться фотошопом, но существует и сложный, олдскульный путь — использование винтажной оптики. Потому что никакой фотошоп такого вам не нарисует.
На одном из форумов мне в довольно хамском стиле возразили, что Nikkor 105mm f/2.5 едва ли можно называть винтажным. Терпеть ненавижу хамства, поэтому не стал там отвечать, тут же прокомментирую, посколько возражение не лишено... Итак, вопрос: 1. Что есмь называется винтажом? Ну например, "Винтаж - это старинные хорошо сохранившиеся и функционально пригодные в современном мире механизмы и инструменты. В широком смысле — любые предметы, инструменты и механизмы, выполненные из высококачественных и дорогих материалов с использованием ручного труда мастера". Исходя из этого определения, данный объектив вполне можно назвать винтажным, правда, я сомневаюсь, что он был сделан вручную. Собственно, абсолютно все доступные определения термина отличаются обтекаемостью и отсутствием конкретности, поэтому если мой критик что-то себе нафантазировал, то это только фантазии. Мое мнение такое: винтажом следует называть предмет другой эпохи, употребимый сегодня. Мой Nikkor был создан в эпоху черно-белых пленок (об этом ниже - но задумайтесь: в фотографии прошло минимум три эпохи, к коим я отношу век автофокуса, эру цветных пленок и цифровую эпоху) следовательно, стопроцентный винтаж. Поколебать мою уверенность сможет только стопроцентно трердое определение понятия из верифицированного и авторитетного источника. Буде - пишите.
Nikkor 105mm f/2.5. Этот объектив пришел ко мне много лет назад из добрых рук известного фотографа Гинзбурга Романа Наумовича. А все что приходит из добрых рук, всегда оставляет свой след в сердце.
Сделаем фотосессию по-винтажному!
Именно с этим объективом связано мое решение отказаться от использования зумов в пользу фикс-объективов, и произошло это следующим образом. Как-то зашел ко мне знакомый фотограф с отличной камерой Nikon D200 в кофре, оснащённой одним из топовых зумов. Естественным образом возникла идея: а давай-ка сравним, сделаем фоосессию!

Постпродакшен detected
Сравниваем винтаж и новодел

Сравнение оказалось сильно не с пользу современного дорогущего зума: по сравнению с ним Nikkor 105mm 2.5 рисовал гораздо мягче и красивее, приятнее размывал боке, демонстрировал прекрасную цветопередачу, в частности в сложной области скинтона. И главное: он показал потрясающую резкость и хороший микроконтраст. И я отказался от зумов — а кто поступил бы иначе?

Длительное время Nikkor 105mm 2.5 использовался с Kiev 19М, а с покупкой цифровой камеры (по случайности это оказался Canon 20D) потребовалось только переходное кольцо.

Переходное кольцо лишило меня не очень нужной бесконечности, но не решило проблему фокусировки. Дело в том, что фокусироваться вручную без специальных приспособлений было очень трудно.
В результате по моей собственной статистике (а я всегда веду статистику), сделать фтосессию удачно, чтобы количество резких кадров превысило 20%, было очень трудно. И только покупка переходного кольца с чипом подтверждения фокусировки превратило эту невнятную цифру во вменяемые 80% - уже можно сделать фотосессию.
И кстати, этим объективом я даже иногда рисковал сделать коммерческую фотосессию, убедившись, что клиент хочет видеть винтажную картинку.
Винтажный ретро стиль – это что-то особенное

Вкусная изюминка объектива Nikkor 105mm 2.5 — специфический «винтажный» или ретро характер фото, столь ценимый просвещенными ценителями. Что такое «винтажный ретро стиль»? — спросите вы. Это характерный мягкий рисунок, приемлемый даже при «лобовом» использовании вспышки, и специфическая цветопередача, описать которую очень трудно. Но все же попробую.
Естественный цветовой балланс, вспышка
Первое, о чем я уже говорил — это прекрасный скинтон, слегка уведенный в желтую сторону, что придает лицам прекрасный, но отнюдь не красный, оттенок.

Второе - изумительная пластика, которая делает портреты предельно выразительными. И покажите мне современный объектив, способный делать настолько выразительные портреты! И обратите внимание на прекрасное боке!

Третья особенность — восхитительная передача оттенков и фактур, и это заставляет с вниманием относиться к балансу белого, поскольку, например, подсветка вспышкой теней в солнечный день (заполняющая вспышка) может дать некую грязь на лице, с которой бороться можно только плотным применением Doodge & Burn.

Четвертое — синий цвет в тенях делает, к примеру, черный костюм темно синим, но только с теневой стороны (в солнечный день тени освещаются синим фонарем неба). Это прекрасно смотрится в складках, и именно придает винтажный ретро оттенок фотографии, но довольно странно выглядит, если половина костюма синяя, вторая — черная.

Пятое — в некоторых ситуациях даже тщательная регулировка баланса белого не приводит к радующей глаз картинке. Сделать фотосессию удачной можно только если перевести в ЧБ.
Снято с Canon 60D

В целом картинка, которую помогает сделать Nikkor 105mm 2.5, как по мне, напоминает журналы 70-х годов, и это очень красиво!
Локальная коррекция
Винтажный портрет — только в ЧБ!

На Радоживе упоминается несколько типов объектива Nikkor 105mm 2.5 — P, C и P.C. Моя версия Р, скорее всего была выпущена в 1965 году и это имеет большое значение для нашего обзора винтажного ретро фото объектива.
Ведь в то время доминировали черно-белые пленки и объективы делались преимущественно для этих пленок.

Поэтому не удивительно, что самая сильная сторона Nikkor 105mm 2.5 — именно черно-белые портреты. Они получаются просто безукоризненно и радуют каждый раз, кроме шуток! Nikkor 105mm 2.5 — это именно портретный объектив чтобы сделать фотосессию в ЧБ!
Вот откуда желтоватый оттенок на цветных фотографиях! — помните, что для черно-белого винтажного ретро фото портрета использовались желтые и оранжевые светофильтры?

Контражур
Контражур - слабое место многих винтажных объективов. Однако, это мало касается героя нашего обзора Nikkor 105mm 2.5 - он неплохо держит контровый свет. Использование бленды, если сумеете ее найти, несомненно улучшит контраст картинки. Солнце на границе кадра дает потрясающие лучи через весь кадр, что редко удается использовать с творческой целью - скорее, убивает кадр.
C Canon 60D

Жесткий контражур прекрасен!
С Nikon D200
Резюме и выводы

Обычно я устраиваю сравнение достоинств и недостатков техники, которую включаю в обзоры, но не в этот раз: объектив для винтажного ретро фото просто выше всякой критики. У меня он в любимчиках, которые освобождены от несения наряда коммерческой съемки. Зато для души - он первый! Сделать с его помощью фотосессию — подарок себе и модели.
Nikkor 105mm f/2.5