Правила паспарту
Когда-то у меня был сайт, погибший на бесплатном хостинге. Я решил вытащить для вас одну из популярных статей, на этот раз о паспарту...
Если бы эта фотография не была оформлена паспарту, возможно, вы не обратили бы на нее внимания. Но удачно подобранное оформление заставляет ее раскрыться и ожить
Правильно подобранное обрамление может в десятки раз усилить впечатление от снимка, спрячет недостатки, подчеркнет достоинства. Поэтому работать над оформлением готовых фотографий нужно обязательно!
Как сделать фотографию законченной?
Скажу даже больше: если вы хотите, чтобы на зрителя фотография произвела впечатление — не поленитесь ее оформить.
Начну с того, что по моему мнению представляет собой фотография: это искусство. Так что, если ты, читатель, думаешь иначе — дальше не читай. Да, фотка — это мгновение жизни, лицо дорогого человека, воспоминание о поездке в Египет или о пьянке в кругу друзей. В этом случае достаточно пары фотоальбомов и дешевой рамочки из магазина, чтобы фотку можно было подарить.
Но если фото — это элемент самовыражения (как для меня), то творческий процесс должен длиться несколько больше, чем 1/30 секунды, за которые мы нажимаем на кнопку:
-
Прежде всего, если не обсуждать сюжет и построение композиции (чем обычно занимаются до момента нажатия на гашетку) — фотография нуждается в кадрировании. Нужно подумать и обосновать:
-
зачем мне нужно кадрирование, чего я пытаюсь добиться — сбалансированности композиции, убрать лишние объекты, исключить отвлекающие цветовые пятна и т.д.?
-
какой кадр выбрать — квадратный или вытянутый панорамой, вертикальный или горизонтальный, а может и овальный или круглый?
-
Затем обработка — начиная от регулирования уровней, удаления красноглазий и прыщей и заканчивая всем, что может подарить человеку Фотошоп.
-
А уж затем — собственно оформление.
Рама или паспарту?
Если слово "паспарту" показалось малознакомым, поясню: это картонка, в которой вырезают дырку, в которую и вставляют изображение (не обязательно фото — можно и акварель). Если делать все по-честному, то паспарту заказывают в багетной мастерской, где можно подобрать цвет и фактуру картона, и где качественно и аккуратно сделают ту самую дырку. Стоит это обычно 2-3 бакса.
Затем рама — откровенно говоря, она нужна не всегда, но если вешаем фото на стену — весьма желательна. По единственной причине - рама "отбивает" фото от интерьера и в то же время - "связывает" его с интерьером. В результате изготовления рамы наши затраты на фото возрастают не менее чем в 10 раз — но такова цена искусства!
А вот если на стену вешать ничего мы не собираемся, то достаточно паспарту. Тем более, что в электронном виде сделать его — вовсе не проблема. Смысл обрамления картинки цветной однотонной картонной рамкой в том, что можно подчеркнуть или спрятать сюжетно важные (или мешающие) объекты. Но об этом будем говорить после того, как выберем размер. Смысл обращения для этой цели к Фотошопу - подобрать наиболее удачное цветовое решение из нескольких вариантов, и при этом не потратить ни цента.
Размер
Размер самого фото, по моему глубочайшему убеждению, должен быть достаточно большим (конечно, исключительно в том случае, если фото действительно радует глаз). Достаточным для того, чтобы зритель мог комфортно разглядывать детали.
- Если это фото в альбоме — навряд ли стоит делать отпечаток больше 13х18;
- Для небольшой комнаты лучше всего подойдет формат 20х30;
- Большая комната — пляшем от 40х50;
- Зал — можно и больше, да хоть метр на два — чтобы снимок можно было комфортно разглядывать с центра помещения.
По сути своей, размер ограничивает только качество используемой техники и — количество денег, которые мы готовы потратить: чем больше картинка — тем дороже рама. Но для многих выставок и конкурсов рекомендуется делать отпечатки размером А4 — от него-то и будем плясать.
Все дело в размере
Разумеется, если это пространство даст ему какой-то выигрыш.
-
Одинокая голова — просто расширим поле кадра, снабдив его широкой рамкой нейтрального цвета.
-
Лаконичный натюрморт — широкое черное поле создаст вокруг космос и не позволит взгляду зрителя раньше времени вырваться наружу.
-
Пестрая и богатая деталями картинка — рамка паспарту должна быть более узкой.
-
На фотографии много пространства и деталей — сделаем рамочку паспарту совсем тонкой.
-
На картинке мало неба — добавьте поле паспарту сверху.
-
Мало моря — сделайте так же снизу.
Кстати, эти правила могут действовать и как бы «наоборот»: если на фотографии присутствует много деталей, которые не важны и только отвлекают зрителя — сделайте широкую или даже очень широкую рамку паспарту. В результате вы заставите зрителя не разглядывать мелочи, а сосредоточиться на общей идее или основном сюжетном центре. Сделав же узкую рамку для лаконичной композиции, мы пригласим зрителя к подробному рассмотрению деталей.
Контрастно или нет?
Иногда довольно сложно решить — делать паспарту контрастным снимку или нет. Можно руководствоваться общими правилами: если снимок не контрастный, паспарту не должно контрастировать с ним. Иначе — оно будет просто «забивать» сюжет. Впрочем, паспарту радикально черного цвета добавляет снимку контраста и драматизма.
От контрастности паспарту к картинке зависит и "объем" - показатель, который трудно описать с помощью обычных понятий. Паспартушки делают снимок объемным, «отодвигая» его вглубь, другие — «выдвигая» его вперед. Как правило, более темные паспарту по отношению к тональности картинки — «задвигают», а более светлые — «выдвигают». Но окончательно все можно увидеть, зачастую — только вставив снимок в паспарту. То есть — субъективно.
Черный или цветной?
Сравните три снимка чтобы определить, как взаимодействует оттенок и ширина паспарту с сюжетом. Так, на левой картинке колесо машины однозначно находится "в глубине" - за рамкой. А вот правая картинка демонстрирует нешуточную динамику - кажется, что колесо, как и весь родстер, стремительно наезжает на зрителя. В средней же картинке, благодаря коричнево-красному оттенку паспарту, отчетливо чувствуется акцент на стремительные линии "огня", зато хищный силуэт машины словно отходит на второй план
Самое простое — сделать паспарту черным. Это стильно и выигрышно в большинстве случаев. Но не всегда хорошо. Черные, белые и различные оттенки серого чаще всего используют в оформлении черно-белой фотографии.
Черный, тем не менее хорошо смотрится, если нужно оттенить яркие, светлые, солнечные цветные снимки. Но иногда он может стать траурной рамкой — этого следует опасаться. Но это — дело индивидуального вкуса оформителя.
Различные оттенки серого - идеальный вариант для оформления черно-белых фотографий
Белый считается проигрышным во всех случаях — белого не носить, обтягивающего не надевать. Лучше рассмотреть возможность разнообразных оттенков серого, которые могут успешно имитировать и черный и белый цвет для соответствующих сюжетов.
Например, чтобы лестница «выходила» на зрителя, можно сделать паспарту очень темно-серым, почти черным. В этом случае оно не будет задавливать снимок и даст ему возможность «тянуться» к зрителю. Полностью же черная рамка будет словно приглашать зрителя «переступить и войти» в изображение.
Серый цвет очень часто не подходит для цветных фотографий, зато — идеально работает с черно-белыми! Для черно-белых фотографий удачным ходом можно признать придание серому паспарту какого-либо оттенка. В этом случае фотография оживает и смотрится гораздо интереснее. Конечно же, в каждом конкретном случае нужно учитывать, как этот оттенок будет взаимодействовать с сюжетом фотографии — это довольно сложно, поэтому посоветую сделать несколько вариантов, из которых уже можно будет выбрать (сразу или со временем) наилучший.
Вот как можно сыграть на контрасте - противоположный красному зеленый оттенок паспарту зрительно усиливает основной красный цвет сюжета
Любопытный аспект: придание паспарту цветового оттенка изменяет зрительное восприятие цветового тона самой фотографии. В этом случае сыграет правило цветового контраста — оттенок серого будет придавать картинке противоположный цветовой тон. Голубой — желтоватый, зеленый — сепию, сепия — наоборот зеленоватый. Но это только в том случае, если мы будем использовать достаточно выраженный цветовой тон.
Вот, к примеру, на этой фотографии за счет темно-синего цвета паспарту сама фотография приобретает оттенок сепии
Этот прием действует на зрителя настолько тонко, что иногда даже не воспринимается сознанием — только на уровне впечатлений. Так, фотографию можно «застарить», просто придав паспарту серый с голубоватым оттенком цвет. Другое применение — можно в какой-то мере исправить нежелательную тональность картинки, если по каким-то причинам невозможно прибегнуть к фотошопу.
Вот и пример тончайшего влияния оттенков паспарту на восприятие картинки в целом: едва заметный розовый оттенок серого не только создает акценты, но и придает неповторимый "утренний" оттенок восприятию
На вкус и цвет…
И на сладкое — паспарту в оформлении цветных фотографий. Почему на сладкое? Потому что именно цветовое разнообразие дает нам массу возможностей для манипулирования зрительским восприятием. А это очень вкусно.
Сразу же оговорюсь, поскольку это важно: все правила, описанные для оформления черно-белого, в цвете не работают или работают не так!
Правила цвета
Начнем с черного — это просто, универсально, непритязательно, часто блестяще и иногда аскетично. В то же время опасно — можно придать фотографии траурный оттенок. Повторюсь — в черное можно оправлять яркие снимки для усиления эффекта. Если же снимок не ярок, черное паспарту только «задавит» даже те яркие цветовые детали, которые есть и сделает снимок графичным — фотография от этого только потеряет.
А вот - черная рамка подчеркивает мрачную трагичность крымских развалин
Правило оттенка — цветовой оттенок паспарту не противопоставляется цветовому тону картинки, а усиливает цветовые акценты или же подчеркивает значимость тех деталей, с которыми совпадает по цветовой тональности.
Правило фона — это самое простое и чаще всего удачное решение при подборе цвета паспарту. Сделайте паспарту такого же цвета, что и основной цвет фона — фотографии будет уютно в такой рамке.
Правило акцента — подчеркните сюжетно важный объект, сделав паспарту того же цвета.
Правила яркости
Правило яркости — если хочешь, чтобы сюжет рельефно выступил из плоскости — сделай паспарту немного ярче.
Правило темного — паспарту должно быть несколько темнее (в большинстве случаев). Поэтому, выбрав в фотошопе нужный цвет, просто сделай его темнее.
Правило расширения — если паспарту будет соответствовать цвету и яркости фона, оно «расширит» картинку.
Оттенок рамки паспарту совпадает в оттенком фона, за счет чего расширяет "пространство" снимка и подчеркивает сюжетный центр. Это - лаконичный натюрморт
Тонкая полоска
Если присмотреться к настоящему паспарту, то можно увидеть, что под тонким окрашенным слоем находится слой белого картона, который становится белым обрамлением вокруг картинки. И придает ей дополнительную объемность. При советской власти, когда все было дефицитом, такую объемную полосочку специально выклеивали из ватмана.
Ну а в электронной фотографии можно (хотя вовсе и не обязательно), обрамлять снимок такой тонкой полоской. Это делает всю работу очень аккуратной и какой-то законченной. Вот и все, мне остается только пообещать читателю, что вскоре я добавлю к этой статье иллюстрации и допишу отдельные главки для чайников – как все это сделать в Фотошопе. Ну и — пожелать творческой удачи. Желаю!