Считается неполиткорректным негров называть неграми, а за женщинами признавать женственность. Поэтому этот пост будет совсем неполиткорректный: клиенты на UpWork с точки зрения всего, что нам может быть полезно - в первую очередь страны проживания.
Первые собственные наблюдения у меня уже были, а больше материала для размышления дали Владимир Самолетов и Евгений Баженов в выступлениях на National Upwork Career Day (очень, кстати, полезное мероприятие). Итак: женщины отличаются от мужчин, а клиенты из США отличаются от клиентов из Австралии (потому что те ходят на головах).
Да!
Мой собственный небольшой опыт фрилансера-ретушера на UpWork совершенно однозначен: были клиенты из США, Канады и Великобритании. Они не жадничали и просто делали то, что я от них ожидал: платили деньги за выполненную работу; ровно столько, сколько договорились. Не скажу, чтобы швырялись купюрами, но отчетливо прослеживается «особенная гордость»: я себя уважаю, поэтому плачу столько сколько нужно.
Даже в случае, если объем и длительность работы вдруг возрастает, то есть неожиданно нужно платить больше запланированного, проблем не возникает (разумеется, если ты аргументированно расскажешь, почему именно работа сделалась медленнее).
Нет!
У меня ни разу не выгорало поработать с австралийцами, новозеландцами, европейцами (кроме британцев), израильтянами. И само собой, я не работаю с китайцами, филиппинцами, индусами (не из внутренней вредности, а просто потому, что им проще договориться с более дешевыми китайцами, индусами и так далее). Иногда они сами пишут и просят что-то сделать, но я теперь даже не трачу на них время – все равно проморочат голову, а потом соскочат. Зачем они это делают? Даже не могу представить.
Опыт сообщества
Разумеется, мой собственный опыт небольшой и не охватывает все аспекты проблемы. Например, я слышал, что австралийцы вполне являются «белыми людьми» (а для меня они странные дотошные жадюги), а вот «свежие» иммигранты в США ведут себя часто непорядочно и жадно (а у меня завязалось прекрасное сотрудничество с недавно осевшим в США харьковчанином). Зато американизированные китайцы – отличные клиенты.
Для всех, кто не успел посетить National UpWork Carryer Day в Киеве - публикую запись стрима с этого мероприятия. Настойчиво рекомендую промотать на 1 час 47 минут и посмотреть выступление Евгения Баженова (к сожалению, при вставке в сайт YouTube не позволяет выставить точку старта видео).
Попробую изложить в виде списка некоторые тезисы, прозвучавшие в выступлении Жени Баженова:
- Включайте в голове фильтр клиентов (плохие клиенты - это ваша вина).
- Берите только крупных клиентов (дело, конечно, личное, но с опытом приходит понимание, что лучше потратить N усилий и заработать $100, чем потратить столько же усилий и заработать $10).
- С клиентами из "цивилизованных" стран (United Kingdom, United States) работать проще - они вежливы и корректны.
- Второе место - Германия, Бельгия, Нидерланды - четкие, структурированные в работе, структурированные во всем. Позитивный опыт работы.
- Швейцария? Япония? Австралия? Новая Зеландия? - придирчивы к качеству. Австралия у меня всегда идет на 20% дороже ) - они отнимают много времени.
- Дания, Франция, Италия-Испания-Греция - зачастую хамовиты. Количество сообщений на контракт - большое. Стоит ли?
- Латинская Америка - отличные люди, рекомендую слетать туда на отдых (Женя рекомендует), и никогда с ними не работать.
- Предприниматели из Латинской Америки в США - приятное исключение. Они очень структурированы, с ними приятно работать.
- Отечественные заказчики и Восточная Европа - отказать.
Исключающие и ограничивающие критерии
Можно потратить весь день на изучение заявок, на перевод (особенно, если с английским не идеально) и написание ответов, но… Есть совершенно четкие признаки, или звоночки, ориентируясь на которые можно избавиться от непотенциальных клиентов и тратить на поиск клиентуры 20 минут в день.
- Страна происхождения — читаем выше.
- Время работы - вывод отсюда. К примеру, заглядываем в UpWork утром - сплошь австралийцы и новозеландцы. Посмотрим, что будет в обед.
- Обещания — это плохо. Если человек пишет «в скором времени я смогу дать тебе много заказов» — отказать. Это может быть правдой или нет, но скорее всего это «наживка» для наивного фрилансера, чтобы заставить его постараться, поработать за маленькие деньги. И это звоночек, что где-то тебя пытаются нагнуть. Не стоит тратить время.
- Hourly Rate - средняя стоимость работы у клиента при почасовой оплате (расположена в открытом Proposal внизу правого столбика). Это ограничивающий критерий в том случае, если клиент привык работать за низкую ставку (однако, стоит помнить, что разная работа может стоить разных денег). Лучше не тратить время.
- Время реакции - иногда имеет значение, иногда нет. Но в любом случае лучше откликаться на самые свежие заявки. Особенно если Вы новичок, это шанс обогнать конкурентов.
- Фразочки типа «я не очень понимаю, чего хочу». Только потратите время на объяснения, а в результате выясните, что хочет он чего-то другого.
- Фразочки типа "нужна только небольшая помощь" - человек считает, что все уже сделано и нужно только закрутить последнюю гайку, за что грех платить больше трех копеек. Как правило, всегда оказывается, что нужно сделать гораздо больше, например - свести видеоряд со звуком, что очень скрупулезно и муторно, клиент будет недоволен. Оно вам надо?
- Отсутствие рейта клиента. Обычно это обозначает, что человек впервые зашел на UpWork и еще совсем не имеет представления о ценах и работе, как говорит Евгений Баженов "сейчас я найду индуса и он за $3 запилит мне Facebook". Не стоит (это вполне могут быть хорошие и адекватные люди, но Вы потратите на них слишком много времени).
Итак, с точки зрения выбора клиентов все довольно просто - если работаешь за деньги, стремись туда, где их больше. Любой сомнительный вариант повышает рисковость или расход времени - так зачем тратить на него время, если в это же время можно прочитать десяток вполне перспективных заявок?
Желаю удачи на UpWork читателям моего блога. Если будут вопросы - пишите, постараюсь ответить.