Широкоугольный объектив Canon 20mm 2.8 всем он хорош, ничем не плох – ну что тут писать?
Итак, покупая Canon 20mm 2.8 я, в первую очередь, изучил анамнез, то есть, отзывы:
- Беспроблемный объектив
- Быстрая фокусировка
- Хорош для съемки видео
- Ловит зайцев – кто фотографирует поймет
- Имеет изрядное виньетирование.
То есть, больше pro чем contra, а то что ловит зайцев лечится покупкой бленды, да и вообще – не всегда плохо. Потому что красивые блики от источников света в кадре могут и украсить наш серый мир. А проблема с виньетированием вовсе и не проблема, поскольку легко решается на уровне настройки камеры или RAW конвертора.
На самом деле мне нужен был широкоугольник, а то, что я снимаю исключительно с участием фиксов, решило проблему выбора в пользу этой модели. Ценовая категория — скорее средняя, притом сам объектив выпускается с 1992 года практически без ремейков, а значит – полюбился покупателям, и есть за что. Мое личное мнение сложилось очень быстро и в целом в пользу Canon 20mm 2.8:
- Отличное цветопропускание, то есть все цвета выглядят правильными, чистыми и неискаженными
- Оттенки и фактуры кожи очень естественны, стекло не бледнит, не краснит лиц
- Объектив очень пластичный, хорошо передаются фактуры
- Мягкий, но не слишком
- Блики от источников в кадре выглядят красиво и по-богатому
- Фокусировка достаточно быстрая и уверенная
- Светосила по нынешним временам не фонтан, но вполне достаточна для большинства ситуаций
- Боке вполне приличное, если удастся его добыть, при таком-то фокусном расстоянии
- Фокусировка от 20 см помогает снимать вполне приличное макро
- Резкость не жжет, но и нерезким его назвать нельзя
- Геометрические искажения также в приемлемых пределах, имеется небольшая бочковидная дисторсия
- Хроматические абберации имеются, но не критичны, особенно учитывая, что объектив используется на кропнутой матрице
И тут обязательно нужно сказать, что я использую этот объектив с Canon 60D, кроп которого превращает 20mm суперширокоугольника во вполне умеренные 32mm. Но при этом решаются очевидные проблемы виньетирования и низкой резкости в углах — эти недостатки находятся на вполне приемлемых значениях.
Недостатки
- Ловит зайцев - блики даже от источников, которые непосредственно в кадр не попадают. Как было сказано — лечится блендой.
- Виньетирование – очень заметное, например, в сюжетах со снегом бросается в глаза, однако, в реальной съемке, скажем, репортажа, роли практически не играет. К тому же, современная камера имеет вполне себе порядочные инструменты, позволяющие удалять виньетирование объектива «на лету», так что даже и не заметишь.
Вот, пока что это все недостатки, замеченные у Canon 20mm 2,8. Вскоре приедет бленда и тогда, надеюсь, я смогу добавить новые подробности.
Резюме
Всего два недостатка. Против 12 преимуществ. Нет смысла спорить, настолько очевидно хорош Canon 20mm 2.8 в своем ценовом диапазоне. В некоторых обзорах его рекомендуют покупать для кропа в качестве умеренного широкоугольника – поскольку уменьшение площади кадра позволяет избежать многих оптических проблем. Ни опровергнуть, ни подтвердить не могу, поскольку не снимаю на фулфрейм. В целом покупкой доволен, хотя изначально прицеливался на L-серию.
Субъективно
А теперь, после официальной части, хотелось бы сказать, чего не хватает конкретно мне в этом прекрасном объективе, то есть добавлю ложку субъектива в бочку объективной информации.
Надо сказать, что единственной причиной, по которой родились легендарные фотобренды типа Nikon, Pentax, Minolta или Canon, является их оптика. Кому какое дело, как работает механика фотоаппарата — она просто работает! А вот оптика — дело другое. Это душа фотоаппарата, именно оптика «рисует» по пленке или матрице, рождая в результате картинку. Красивую, или отстойную.
Поэтому, если кому-то интересно мое мнение, единственной альтернативой объективу знаменитого производителя, является только другой объектив этого производителя. То есть, выбор достаточно узкий: покупая «независимое» стекло, вы или соглашаетесь на компромисс, либо обращаетесь к другому легендарному производителю, как Carl Zeiss или Leica.
Что я хочу сказать про Canon 20mm 2.8 с точки зрения этой концепции? Объектив великолепен в первую очередь по цветопропусканию. А ведь любое отклонение в правильном балансе цветов, проходящих через линзы и просветляющие покрытия, приводит к практически неустранимым аберрациям цвета в окончательном рисунке. Сначала они невелики и даже незаметны, но чем большим обработкам подвергается фотография, тем они больше. Беда в том, что эти аберрации практически не лечатся. Посмотрите на снимки, сделанные посредством дешевых объективов от некоторых независимых производителей, в особенности после обработки в Photoshop — цвета ужасны потому, что упомянутые цветовые аберрации в процессе обработки только усиливаются, и их никак нельзя исправить.
Другая сторона монеты: гений крутых производителей может и цветовые аберрации сделать красивыми, как в объективе Nikkor 105mm 2.5 — этот прекрасный портретник сделан в 60х годах XX века и обладает уникальным рисунком. Разумеется, в середине XX века объективы еще не просчитывали на компьютере, поэтому все восхитительные модели тех времен обязаны исключительно гению инженеров. Но — цветопропускание этого стекла сильно отличается от правильного, однако, оно безумно красиво! Пожалуй, со временем сделаю обзор этой модели никоновской оптики, которую с системой Canon я использую через специальный переходник.
Но если с точки зрения чистоты и красоты цвета Canon 20mm 2.8 великолепен, то вот чего мне в нем не хватает, так это максимального отверстия диафрагмы. То есть — размытие фона при съемке хотелось бы побольше. Но с другой стороны, для объективов с фокусным расстоянием 20mm или около того, очень редко можно встретить максимальную дырку больше 2,8 — так что этот показатель я не стал бы ставить в вину производителю.
Заканчивая этот обзор добавлю лишь, что вскоре сделаю обзоры и другой своей техники.