Уже интересно? Это камера рассчитана на вау-эффект, она компактная и легкая и безумно продвинутая, и в то же время настолько «ретро», что вызывает восторг окружающих: «так ты на пленку снимаешь!». Да, ребята, с Fujifilm X-Pro2 я снимаю на пленку. Бесконечную электронную пленку, теплую и ламповую.
К обзору этого фотоаппарата я приступал с некоторой настороженностью: с одной стороны, я с давних времен поклонник еще пленок Fujifilm и мне не чужд фуджиевский взгляд на цвет. С другой стороны, настораживали маркетинговые меседжи: это камера для профессионалов, которым надоело таскать громоздкие и тяжелые зеркалки. Я эти маркетинговые меседжи спинным мозгом чувствую и на дух не переношу, и сразу просто подмывает разобраться: в чем загвоздка! Итак, попробую ответить на вопрос: действительно ли X-Pro2 является профессиональной камерой, ну и на все остальные, которые я обычно задаю. Удобство? Интуитивность? Качество оптики? Картинка? Возможности внутрикамерной обработки JPG?
Скачать JPG 2500 Скачать камерный JPG Скачать RAW (47МБ)
Профи или нет?
Чтобы не блуждать вокруг терминов и дефиниций, сразу отвечу на первый вопрос всего-всего: Fujifilm X-Pro2 не является профессиональной камерой, хотя обладает многими качествами, свойственными этому престижному классу.
Обсудив с коллегами в фейсбук-группе Развитие фотографа этот вопрос, считаю нужным сделать уточнение: компания позиционирует камеру как беззеркалку преимум-сегмента, а вовсе не как профессиональную камеру. И согласитесь, что это не одно и то же.
Причиной такому моему мнению в первую очередь досадная емкость батареи, которая уж никак не позволит спокойно отмахать съемочный день. В самом деле, я реально остался без камеры в день, когда было запланировано две съемки (а я просто забыл запасную батарею). Первая съемка прошла без проблем, зато вторая закончилась уже через 30 минут миганием красной батарейки. И да, возить с собой 8 батарей, как делает один мой знакомый обладатель этой камеры — выше моих сил. То есть, батарея камеры просто не рассчитана на профессиональное использование. К тому же, при плотной съемке корпус заметно греется в руке, то есть, внутри жарковато, а расход топлива высоковат.
Еще одно уточнение: более правильно было бы сравнивать ресурс батареи этой камеры внутри беззеркального сегмента. К сожалению, или к счастью, это первая беззеркалка в моих руках. Поэтому я считал, что ситуация "вставил батарейку и снимай весь день" - норма. Как оказалось - норма для зеркалок, а вот беззеркальные камеры обладают меньшим ресурсом, и это свойство (или грех) самой системы - постоянно работающий экран быстро садит. Впрочем, я остался при своем мнении: ресурс батареи - это основной отсекающий критерий класса. Что хорошо для премиум, не годится для профи. И все же, на 500 кадров можно рассчитывать в режиме "снимаю и постоянно посматриваю на экранчик" и даже до 1000 при серийной съемке (по данным пользователей). В моем случае при съемке RAW+JPG и не новой батарее (которую не меньше года таскали по тестам) получилось 382 кадра (посчитано от первого кадра до последнего в тот самый злополучный день, когда батарейка разрядилась полностью).
Вторая причина отнести Fijifilm X-Pro2 к любительскому классу: отсутствие среди пресетов камерного jpg простых о понятных «Стандарт», «Портрет» и так далее. А наличие только творческих предустановок Provia, Astia, Velvia и др., имитирующих популярные в прошлом пленки компании — это как раз и является указанием на любительский класс, для которого несущественны требования к точной передаче цвета. Нужно чтобы красиво!
Однако, что же в Fujifilm X-Pro2 профессионального?
И все же, чтобы не оставлять в живых ни одного вопроса, перечислю формальные признаки, которые могут отнесть Fujifilm X-Pro2 к профессиональному классу:
- Ресурс затвора 150 000 срабатываний — снимая в обычном режиме отпуск-деньрождения вы просто никогда не убьете эту камеру и спокойно завещаете благодарным потомкам;
- Минимальная выдержка затвора 1/8000 — нужна только в некоторых режимах съемки с дорогой светосильной оптикой;
- Выдержка синхронизации 1/250 — туда же;
- Серийная съемка 8 кадров/сек — честных отработанных затвором кадров, потому что электронный затвор позволяет этот параметр расширить;
- Пользовательские пресеты в числе 6 штук — для неспешной любительской съемки не нужно вообще;
- Использование в материале корпуса магниевого сплава — прочность никогда и никому не вредила… кроме кошелька;
- Влагозащищенность.
Все остальное несущественно.
Эргономика — классика рулит
Первое, на что я обратил внимание — это вес моей сумки, в которой оказалась камера с тремя объективами и зарядным устройством. Мой согбенный весом фулфреймовой железяки позвоночник возопил: купи мне эту игрушечку!
И если уж перечислять преимущества вечно живой классики, то нужно упомянуть традиционный барабан выдержек, расположенный на верхней поверхности справа. Он же позволяет включить режим М (просто установив выдержку). Или режим приоритета выдержки (просто переведя кольцо диафрагмы в крайнее положение А). Все просто, логично и правильно.
Этот же барабан позволяет хитроумным образом менять установки ISO: нужно просто приподнять его кверху и крутануть (помнишь, как в Зените меняли выдержку?). Не нужно недооценивать интуитивность этого механизма: в полной темноте можно крутить барабан и поднимать или опускать чувствительность матрицы до нужного уровня — даже не глядя.
Тут же, на верхней поверхности камеры находится второй отличный барабан, регулирующий экспокоррекцию. Предполагается, что он сделан под большой палец, но мой большой палец как-то все время мимо, возможно, из-за миниатюрного размера камеры. И, тем не менее, это очевидное, правильное и актуальное решение.
В результате четыре наиболее актуальных для меня органа управления камерой: выдержка, диафрагма, ISO и экспокоррекция, находятся в наиболее удобных (для меня), правильных и интуитивных местах. Так что снимать можно сразу, без подготовки, просто взяв камеру в руки.
Замечания
Штрихом к пониманию изощренного японского разума стал объектив 28мм 1.4; вернее — способ отключения автофокуса приведением кольца фокусировки вперед. Честно скажу, простой логикой невозможно додуматься, что включить автофокус нужно таким образом. В реальности (возможно, в японской реальности), это очень изящное решение. Но мне оно доставило несколько волнительных часов размышлений над тем, что недешевый объектив без всяких причин сломался и что мне с этим делать. Ну, конечно, вишенкой на торте стало то, что отключение происходит почему-то самопроизвольно, когда объектив тихо лежит в сумке.
Второе, о чем стоит упомянуть — это удобство хвата. Вернее, его отсутствие. Камера не лежит в руке, даже не смотря на хорошую, цепкую резину «эргономического» наплыва (которого хватает только на то, чтобы камера не выскальзывала из руки). И не смотря на незначительный вес (495 гр с аккумулятором), за три часа первой съемки я почувствовал дискомфорт в кисти, который, впрочем, на второй день прошел. И после этого я решил, что мог бы производить сменные эргономичные и роскошные рукоятки из ценных пород дерева, и продавать их по 60 Евро за штуку. И снабжать шикарным медным шильдиком с вашими инициалами. Кому?
Еще одна печалька для сторонника классического «дореволюционного» хвата камеры (когда левая рука поддерживает объектив) — палец левой руки лезет в оптическое окно видоискателя и закрывает обзор. Но это, думаю, дело привычки.
И если уж делать замечания, то обязательно нужно упомянуть слабые кнопки на задней панели, которые самопроизвольно нажимаются, когда камера спокойно висит на боку. В лучшем случае включается серийная съемка: тра-та-та и пол пленки улетает в урну. Стоп… какой пленки? Да, это я пошутил. Несколько хуже, когда неожиданно оказывается включенной мультиэкспозиция или эксповилка.
Видоискатель
Это самое вкусное решение для камеры, имитирующей классическую дальномерку. Да что там, когда я впервые взял в руки Fujifilm X-Pro2, я пришел в буйный восторг от того, что дальномерное окошко, такое как в ФЕДе или Зорком, вдруг превращается в прекрасный, детальный и четкий экран, показывающий картинку в том виде, в каком она будет снята. Крутишь экспокоррекцию, и прекрасно видишь, что при этом происходит.
Если переключиться на оптический видоискатель, мы увидим рамку границы кадра, которая будет меняться в зависимости от установленного объектива и даже немного смещаться во время фокусировки (что отражает некоторое смещение границ кадра при перемещении блока линз во время фокусировки). И честно говоря, она едва заметно мерцает, и мерцание это… как бы это сказать? Его не замечаешь во время съемки, но закрыв глаза, бывает трудно избавиться от остаточного эффекта. Но это, если снимать несколько часов подряд.
Обозначения в видоискателе вполне информативны и содержат всю необходимую информацию. И это стандарт на сегодня. Однако, на мой взгляд, они мелковаты.
Все же стоит заметить, что картинка в электронном видоискателе существенно холоднее, чем на заднем экране, соответственно, ориентироваться на цвет в видоискателе при установке баланса белого нельзя. Впрочем, как и на картинку на экране, который тоже немного привирает, опять-таки в холод.
Снимая в студии с импульсным светом, вы рискуете в электронном экране ничего не увидеть, он же показывает реальную экспозицию, которую видит камера (блицы еще только должны вспыхнуть). То есть — черный квадрат Малевича. Самое время электронный видоискатель отключить.
UPD Знатоки камеры подсказали, что на этот случай есть некая настройка в меню, которая позволяет видеть картинку не "черным квадратом", то есть, отключить связь между картинкой в видоискателе и экспозамером. В общем, спасибо, конечно. Но зачем, если можно не лезть в меню а просто отключить электронный видоискатель одним нажатием на кнопку и видеть все "как оно есть"?!!
Важное замечание: электронный видоискатель не заменяет прямого взгляда на лицо человека, если вас интересуют эмоции. Поэтому, для съемки эмоционального портрета я рекомендую электронику отключить удобным переключателем под средний палец. В точности таким, как собачка автоспуска на старых ФЕДах и Зенитах. Этот привкус старины, и он такой классный!
JPG и RAW: резкость потрясает, цвета — нет
Открыть jpg 2500 Скачать камерный JPG
Как именно это работает, обсуждать не будем: везде уже писано-переписано, наша задача в другом: оценить, насколько это решение сказывается на визуальном результате. Если читатель использовал камеру с типоразмером матрицы APS-C, то есть кроп, он, возможно, замечал некоторую досадную легкую нерезкость, впрочем, незначительную. Но досадную: не один человек обращался ко мне за советом «Что делать – нерезко, объектив мылит?». Нет, не мылит, это кроп.
Обычно визуально резкость оценивают по ресничкам, увеличив кадр до 100%. Камеры с кропом, даже при самой резкой оптике, дают легкую размытость контрастных краев при таком увеличении. Причина этого явления, полагаю, в законах физики: просто невозможно получить идеальную резкость, увеличивая разрешение матрицы, из-за явления дифракции.
Только не для матрицы X-Trans CMOS III: как можно убедиться, рассмотрев увеличенные фотографии, контрастные объекты выглядят идеально резкими. Это реально работает!
Выбор RAW конвертера для Fujifilm X-Pro2 - это очень важный вопрос, как оказалось, Adobe Lightroom не очень корректно работает с камерными RAW. Очень понравилась работа конвертера Capture One Pro - цвета точные и корректные. Многие проблемы, характерные для адобовского монстра, просто не возникают.
Цвета
Цветопередача сдержанная — хотел написать я, но что, черт возьми, это значит? Лично у меня возникла легкая неудовлетворенность цветопередачей, как при съемке в JPG, так и в RAW. При том, что придраться, по большому счету не к чему: все хорошо сбалансировано. Но цвета благородно приглушены.
А теперь необходимое уточнение: обычно я работаю за не очень дорогим, но откалиброванным монитором. В свое время я отказался от дорогого качественного монитора (он стоит у меня в другой комнате), охватывающего 90% цветового пространства AdobeRGB и причина тому - некоторый дискомфорт, возникающий в связи с тем, что разные программы по разному трактуют цвет и в результате возникает раздражающая каша. По крайней мере цветокором за этим экраном заниматься я не буду. Однако, прошлую ночь я провел в обсуждении этого обзора за вот тем самым дорогим монитором - и вот на нем цвета заиграли! Так что написанное в выводе "на ваших Ретинах будет смотреться отлично" - это именно что правда и есть. Разработчики, конечно же, не подозревали, что владелец премиум-камеры будет смотреть фотографии на дешевом мониторе. Вернуться к выводам.
Кроме голубого, никаких значительных претензий к правильности цветопередачи не возникло.
Шумы… забудь!
ISO4000, объектив 56мм f/1.2, балланс белого автоматический
Скачать камерный JPG Скачать RAW (48 МБ)
Великолепная резкость в сочетании с низким уровнем шумов позволила без всяких проблем снимать на высоких ISO, по моему мнению, для репортажа ISO4000 у этой камеры вполне рабочее, даже без включения фильтров шумоподавления.
ДД в JPG
Однако, в тенях тоже не без проблем: возникает легкая грязька на коже, которая становился на самом деле проблемой, если серьезно взяться за ретушь.
В результате создается впечатление, и пользователям Fujifilm X-Pro2 это, по всей видимости, известно, что эта камера любит недодержку. И не удивительно, что я удивлялся, а чего это у товарища постоянно установлена экспокоррекция в -2/3.
К тому же, не удается достичь чистого скинтона: некоторая грязька на коже присутствует и ее приходится долго и мучительно додж-энд-бернить. Но это в случае минусовой экспокоррекции. При ее отсутствии к скинтону претензий нет, однако, автоматики экспозамера часто делает слишком светлый кадр, экспонируя по окружающим предметам и мало внимания уделяя модели, находящейся в центре кадра или в точке фокусировки. Что, конечно же, несправедливо.
Автофокус и ручная фокусировка
Традиционно, я бросаю тестовую камеру под танки, чтобы она получила все возможности облажаться. Fujifilm X-Pro2 довольно плохо справился с фокусировкой в условиях недостаточного освещения: фокусировка медленная и несколько блуждает. И уже не идет речь о моем любимом стиле съемки «emozzi catcher» — камера просто не успевает. К тому же, слишком много промахов: Из 500 снятых в репортажном стиле кадров я оставил немногим больше 300, и в большинстве случаев удаленные кадры были промазаны по резкости.
К слову, не лишним будет вспомнить, что в своей штатной камере для такой съемки я использую подсветку автофокуса, даже если не использую вспышку. Обычно это блок дистанционного управления вспышками Yongnuo с отключенным трансивером, используемый исключительно для подсветки автофокуса.
При дневном свете проблем, естественно, на порядок меньше, фокусировка точная, хоть и неспешная. Однако, это не относится к следящему автофокусу, особенно в условиях контровика. Из 13 снимков в этом режиме камера промахнулась дважды. Что, на самом деле, не так уж и плохо. Правда?
Автоматика баланса белого
Внутрикамерная обработка JPG
Это довольно тонкий момент, поскольку настроек много, они классные, но — это то, что называют Artistic filters. А я, скорее, искал ручную настройку параметров картинки.
Среди фирменных фуджиевских имитаций пленки мне больше всего понравилась, и показалась естественной, Astia. Понравились также настройки, условно обозначаемые как цветной негатив обычный и с повышенным контрастом. Кажется, в этих настройках наиболее выраженный фиолетовый оттенок темных тонов, что, по идее, и должно имитировать пленку.
Velvia, которую я любил еще в аналоговые времена, не показалась. Цвета кажутся передавленными и далеки от того чистого восторга чистых небесных красок, которыми славилась эта слайдовая пленка.
Однако, несколько огорчила высокая компрессия светов, особенно в пресете Provia, что приводит к потере плавных градиентов в светах. По крайней мере, если не устанавливать экспокоррекцию -2/3.
ЧБ
Изучив фотоснимки некоторых моих знакомых, я пришел к выводу, что с Fujifilm X-Pro2 вы, вероятно, вскоре будете больше снимать ЧБ. И это круто!
Странности
Что до странностей, о которых хочу предупредить читателя (но не ставлю в минус камере и самой системе) - интеграция с Adobe Lightroom немного хромает. В частности, я не знал, что и думать, когда на RAW файле в Лайтрум обнаружил следы не вполне корректного осветления глазного белка, которое наехало на нижнее веко (см. левую стрелочку). Также, при придирчивом досмотре, была замечена и локальная коррекция мелких дефектов кожи, в общем - вмешательство по полной программе. Конечно, я удивился и начал разбираться.
Страннее всего, что это RAW, в котором по определению никаких артефактов быть не может. Вскоре во вкладке Lens Correction мне удалось обнаружить информационную запись о том, что применены некие встроенные профили объектива (вероятно, встроенные в RAW файл). Видимо, именно применение этих встроенных профилей привело к изображенной картине. И отключить этот профиль удалось только, отключив вкладку Lens correction целиком, с помощью переключателя, на который указывает вторая стрелочка.
Вывод
Fujifilm X-Pro2 — это по настоящему хипстерская камера. Шедевр японских нанотехнологий, не просто оснащенный под завязку, но и обладающий великолепной оптикой. Разумеется, если вести речь о тех объективах, которые были у меня в тесте. Кроме ширика — он хорош, но как-то не раскрылся.
Думаю, что позиционирование камеры будто бы в профессиональный сегмент, насторожившее меня ранее — это хитроумный маркетинговый ход, рассчитанный в основном на неопределившихся любителей высокого уровня. Продвинутых любителей, надо сказать. Потому что только знаток в состоянии по настоящему оценить великолепную оптику (речь, конечно же, о двух объективах: 35мм 2.0 и 56мм 1.4).
Принадлежность камеры к премиум-сегменту позволяет надеяться на высочайшее качество изготовления и потребительские свойства. И этого положено с избытком.
Но главное все же, что Fujifilm X-Pro2 - это очень эмоциональная камера. Она вас в себя влюбит и уже не отвертитесь. Вы бы видели, как на меня набросились ее сторонники после публикации этого обзора - я целую ночь отбивался от многословных и подробных комментариев. А потом я с удивлением перечитал обзор и увидел, что на самом деле получился хороший отзыв (вполне заслуженно хороший), но каждый из этих людей, открывая в Fujifilm X-Pro2 что-то свое, делится своим опытом, и это прекрасно. Мое мнение, конечно же, остаётся при мне, но все же, вам не кажется удивительным тот факт, что когда я писал, к примеру, о Nikon D810 (а замечаний также было немало) мне никто и слова не сказал, хотя в друзьях у меня множество никонистов?
Так вот, об эмоциях! Снимая Fujifilm X-Pro2 я получил такой заряд положительных эмоций, какого не получал, наверное, с детства. К очевидным преимуществам следует отнести малый вес и компактность, а с некоторыми объективами камера элементарно помещается в карман. Я за такую мобильность.
Матрица Fujifilm X-Pro2 великолепна и вполне подтверждает реноме Fujifilm как передовой инновационной компании, способной потрясти своими крутыми разработками! Я, конечно, слышал ранее о великолепной разрешающей способности этой матрицы, но даже представить себе не мог, насколько это все хорошо! Уровень шумов беспрецедентный для кропа! Работа на высоких ISO без проблем.
Что до цветопередачи, которой я остался несколько недоволен, скажу две вещи:
- На дорогих мониторах с расширенным цветовым охватом цвета как надо, по всей видимости, разработчики не представляют, что обладатель премиум камеры может пользоваться дешевым монитором; подробнее тут.
- Особенно важно, что с цветом нет проблем в сложной области скинтона;
- Сильная сторона камеры - черно-белые изображения, которые получаются контрастные, драматичные, от которых невозможно оторваться.
Качество объективов напрямую к тесту камеры не относится, однако, я хотел бы упомянуть: великолепный микроконтраст, хорошая резкость даже на открытой. Учитывая не совсем привычную для меня работу камеры с цветом, я не могу оценить цветопропускание объективов. Однако, должен заметить, что они не любят контровиков, так что использование бленды весьма желательно.
Меня уже спрашивали, какой объектив взять к Fujifilm X-Pro2? Обязательно штатник 35мм 2.0 - весьма хорош, хотя не скажу, что дешев. Я полюбил портретник 56мм 1.2, хотя опять же не дешев. В целом оптика Fujifilm оценивается специалистами как одна из лучших на рынке.