Это Nikon
Благодарю за внимание, все свободны…
Этими словами следовало бы заменить большинство обзоров.
Но поверьте мне, у Nikon D810 много чего есть, о чем стоило бы написать. Мой стиль обзоров несколько отличается от общепринятого: мало цифири (об этом уже писано-переписано, Гугл в помощь). Зато пристальное внимание тактильным ощущениям и результатам, единственно достойным внимания: картинке и работе автоматики. И еще одна особенность: я стараюсь создать для камеры максимально неблагоприятные условия, чтобы она получила все шансы облажаться. И в то же время, чтобы смогла раскрыться в реальных съемках, которые и составляют каждодневную жизнь фотографа. Посмотрим, что получилось?
Первое впечатление — эргономика и эмоции
Итак, первое впечатление: полнейший восторг от тактильного ощущения хорошей, собранной и сбитой камеры в руках. Спуск немного слишком легкий, как у хорошо отлаженного Парабеллума, и это сказывается на субъективном темпе съемки: на протяжении всего теста я снимал примерно в два раза больше кадров, чем в тех же условиях своей штатной камерой. А в первый день - так в четыре! Другая сторона этой легкости: периодически возникают пустые срабатывания (ты хочешь просто поджать кнопку, чтобы активировать выбор зоны фокусировки, к примеру — а оно возьми и стрельни).
Звук затвора тихий нежный, он ласкает слух и реально прет от возможности делать это снова и снова. Поэтому обычный план по кадрам (для первой съемки) превышен раза в четыре. К слову говоря, тихий звук также имеет свои недостатки: например, в своей рабочей камере (которая гремит, как колесница апокалипсиса) я прекрасно слышу, когда выдержка становится слишком длинной и могу поднять ISO. Что же качается Nikon D810 - один из важных моментов съемки крестин я облажал, именно не расслышав длинной выдержки (изменилось освещение), и наделал серию смазанных снимков.
Скачать камерный JPG Скачать RAW
К слову говоря, затвор у Nikon D810 специально разработан с учетом повышенной разрешающей способности матрицы — он компенсирует микросотрясения при съемке. В отсутствие такой компенсации получается микросмаз, отчетливо заметный на матрицах с высоким количеством мегапикселей.
Эргономика
Резина мягкая и цепкая в руке, хотя, я не сказал бы, что камера лежит в ладони как влитая.
Баланс настолько хорош, насколько это вообще возможно. Полностью отсутствует ощущение «кивка» при нажатии на спуск, и что самое странное — практически пропали «завалы» вертикалей, с которыми я постоянно боролся. То есть, D810-й правильно лежит в руке.
Четырехпозиционное кольцо под большой палец управляет выбором зоны фокусировки. Обычно я предпочитаю джойстик, но в случае Nikon D810 никаких неудобств с выбором точки фокусировки я не ощутил.
Фирменная никоновская эргономика позволяет работать оперативно и удобно. Справедливости ради замечу, что я не впервые держу камеру этого бренда в руках: у меня был Nikon D200. Но знатоки бренда уже догадались, сколько лет назад это было. И все же: самые важные функции, как то ISO, режим съемки, баланс белого, тип экспозамера, экспокоррекция, интуитивно чувствуются на своих местах и слету позволяют включиться в работу. Почти без проблем.
Неудобство составили только мелкие обозначения на информационном дисплее, который в народе называют «погоном», вкупе с не очень яркой подсветкой этого самого дисплея. И это меня волнует, поскольку управление сильно завязано на этот дисплей. Сильно? Да без него вообще невозможно что-то отстроить! Например, первое время я просто не понимал, в RAW или jpg снимаю — обозначения мелкие и трудно читаемые в плохом освещении и при моем не идеальном зрении. При этом, внимание, сюрприз (!) — включить режим RAW+jpg из меню оказалось невозможно — во как!
Та же история с выбором установки баланса белого. Да, когда мне удалось добраться до установки ББ по цветовой температуре, все стало на свои места — на экранчике отчетливые крупные кельвины. Аллилуйя, братья!
Автоматика ББ, автофокус и экспозамер
В первую очередь проверяю автоматику Балланса белого, потому что корректная работа этого автомата экономит много времени при постобработке. Сказать, что она работает отменно, я бы не торопился - скорее, своеобразно, подчеркивая характер освещения. Если призадуматься, это правильно: рыба не должна пахнуть уткой.
Работу автоматики балланса белого критиковать бессмысленно: это просто философия камеры, которая считает нужным показать, что снято при искусственном свете. У других производителей иной подход, Будда им судья.
Следует упомянуть, что первая съемка была репортажем в тусклом освещении паба. Скорость фокусировки вызвала восторг, это и не удивительно, учитывая, что на тест я получил два светосильных объектива: 85 и 58 мм с максимальным отверстием 1.4. Но о стеклах позже. Не смотря на недостаток освещенности, прекрасно работают как центральная, так и боковые точки фокусировки. И только сумрак выключенного в зале света (реалии съемки репортажей) заставил автофокус немного «блуждать» (для корректности: освещенность, при которой нормальный человек будет спотыкаться). Но навряд ли другая камера этого класса в таких условиях сработала бы лучше.
При ближайшем рассмотрении обнаружился заметный процент промазанных кадров (речь идет о съемке в темном помещении - напоминаю). В тупик поставил один кадр, в котором, фокусируясь по центральной точке, я получил фокус на боковой зоне. Но, повторюсь: низкая освещенность и обилие контровиков вполне прогнозируемо могут сбить с толку любой автофокус.
Вопросы также вызвала работа экспозамера (мультизонный замер): некоторые кадры, снятые в серии, были отчетливо переэкспонированы, другие наоборот, недодержаны. Не то чтобы их было много, но возникает закономерный вопрос: чем руководствуется система экспозамера, если для каждого кадра экспозиция замеряется отдельно, и в то же время, мы имеем два совершено одинаковых кадра из серии, проэкспонированных по-разному? То есть, сейчас хочу так, а через мгновение настроение поменялось — экспонирую иначе?
Ребята, я хочу вам сказать одну странную вещь: нет, не существует ни одной причины физического или технического характера, чтобы делать такие разбросы экспозции. Что же тогда происходит?
Ок, у меня есть ответ: Nikon D810, будучи барышней своевольной, просто так снимает, чтобы предоставить фотографу творческое пространство. Немножко непонятно? Сейчас объясню: ведь у тебя, уважаемый читатель, было не раз, когда идеально отработанная камерой экспозиция вызывает сомнения: а вот если бы темнее? А что если сделать силуэт? А что если взять в высоком ключе, было бы интересно! А вот 810-ка в серии делает такие подарки.
Даже больше скажу: этот «разброс» дорогого стоит! Учитывая, что за пленку платить уже не нужно, мне представляется вполне оправданным такой подход: дать небольшой разброс параметров в серии, чтобы поиграться результатами. Это же не репортажная камера, а творческая!
Разумеется, любой мало-мальски грамотный фотограф скажет: ну так есть же точечный замер, и центровзвешенный! И правда: есть! Но не будете же вы во время съемки репортажа переключаться на точку, если через секунду, наверняка, придется повернуться на 180 градусов и снимать другой сюжет. Вам нужно сосредоточиться на творческой части, а все остальное должна делать автоматика! При постановочной съемке, классическом портрете, студийном фотосете — никаких проблем. Включаем точку и вперед! Но D810 принципиально не позиционируется для съемки репортажей, и это разумно — не с 36 мегапикселями же!
Второе впечатление — картинка и камерный jpg
На следующий день портретная фотосессия и второе впечатление. Хайтековские интерьеры айтишного коворкинга удачно сочетаются с внешностью модели и получаются просто великолепная картинка, разнообразная, полная воздуха и настроения. И снова нет завалов (что довольно странно, учитывая мою постоянную работу над этой проблемой, не исключена идеальная эргономика корпуса камеры). Я определенно начинаю влюбляться…
Скачать оригинальный камерный JPG можно по этой ссылке. А вот по этой ссылочке лежит RAW файл.
Впервые я нашел, к собственному удовольствию, камеру, которая сразу идеально снимает в JPG и сразу дает Картинку. Так вот, с большой буквы. Которую можно, без всяких сомнений, сразу отдавать клиенту.
Клиенту… Отдавать… Снимаю сразу в jpg и содрогаюсь: 367 кадров — 9,36Гб? Да ладно! Через сколько дней у меня закончится место на винчестере? Кстати, закончилось довольно быстро: пара дней съемок, и приходится чистить, безжалостно удаляя летние фотосессии. Давно пора это было сделать.
Еще через два дня получаю сообщение от клиента с просьбой уменьшить нафиг эти файлы, потому что их ноутбуки просто не тянут проставить ватермарки. Трачу три часа, поскольку решил обработать RAW и сравнить (снимал для контроля RAW+jpg).
RAW
Adobe Lightroom утомительно тормозит: отстроить картинку из этих файлов непросто. Даже не смотря на то, что конфигурация компьютера не самая плохая: i7 и 16Гб оперативки. Посчитаем: на каждом файле плюс секунды две на открытие файла и построение картинки, и две на применение настроек (это помимо того, что нужно какую-никакую обработку сделать). Всего 600 файлов умножаем на 4 секунды: дополнительных 40 минут трачу на обработку фотосета просто потому, что это Nikon D810. Хорошо бы купить SSD винчестер.
Третье впечатление — динамический диапазон и шум
Модельные тесты в студии с черной циклорамой. Я уже писал, что очень стараюсь сделать все, чтобы камера облажалась? Черный костюм, низкий ключ и черная циклорама — что может быть лучше!
Вот по этой ссылочке можно посмотреть камерный джипег, а по этой - RAW файл. Подобные съемки мы часто организовываем в группе Развитие фотографа на Фейсбуке. Если Вам интересно развивать талант фотографа - записывайтесь к нам.
Еще один плюс к эргономике камеры: обнаружилась дико удобная функция: просто нажав на центр четырехпозиционного джойстика (он же удобно отвечает за выбор точки фокусировки), в просмотре получаешь 100% увеличение в точке фокусировки. Мегаудобно!
Картинка при съемке в jpg получается именно такая, как нужно. Однако, не могу сказать, что динамический диапазон матрицы поражает, однако, он полностью соответствует физиологическому восприятию человеческого глаза. Диапазон теней представляет собой точку черного и искать в них каких-то нюансов или оттенков не приходится. Собственно, особенности зрения человека таковы, что область теней естественным образом воспринимает как черную область без особых оттенков. Посмотрите хотя бы картины в хорошем музее, а уж художники, поверьте, на этом собаку съели. Примерно так же выглядят джипеги с Nikon D810. Посмотрим, что покажет обработка RAW.
К слову говоря, пересвета Nikon D810 не любит: +2 ступени уже не вытягиваются из RAW. Темные кадры поднять гораздо легче, хоть и незначительно повышается количество жестких шумов. Шумы удаляются не так уж охотно, и приходится использовать довольно экстремальные значения фильтра шумов.
Обработка, шум и Лайтрум
Скачать JPG размером 2500 по длинной стороне. Скачать RAW
Матричный замер плохо справляется с контровиком, как будто бы ситуация «голова в центре кадра на фоне яркого неба» является уникальной редкостью в практике фотографа, разработчики удивлены. А может быть, камера хочет получше проработать закатное небо, оставляя лицо портретируемого в тени? Но в результате получаем довольно жесткое и крупное зерно на лице, которое отнюдь не торопится убираться с помощью лайтрумовского шумодава. Помогают только довольно экстремальные значения.
Отдельно хочется сказать о шуме: он шум может вызвать некоторое раздражение у фотографов-техноманьяков, имеющих привычку делать 100% увеличение картинки и все это пристально рассматривать через увеличительные стекла. Моя же точка зрения неизменна и подкреплена здравым смыслом: фото смотрим в реальном размере. То есть, при столь высоком разрешении матрицы шум, возникающий на высоких ISO, можно практически не учитывать, он просто не заметен (особенно с учетом разрешения матрицы). И больше даже скажу: лицо модели выглядит подозрительно гладким, как будто сделали ретушь и компьютерный пилинг.
На более крупных портретах зерно уже становится частью фактуры кожи, впрочем, создавая порой некоторую шероховатость фактур. Как я уже писал, ISO3200 или 5000 вполне рабочие, единственный вопрос остается актуальным: как относиться к столь жесткому шуму?
Разговор о конверторе RAW файлов возник неспроста: как сказали в представительстве Nikon, алгоритмы обработки файлов компания секретит и поэтому независимые производители софта не в состоянии обеспечить идеальную работу конвертора. Лучше всего подходит фирменный конвертор Capture NX2 — он обеспечивает идеальное качество обработки. Надеюсь, найдется время установить и проверить программу.
Оптика
Было бы несправедливо не сказать два слова о объективах, полученных на тест вместе с камерой. Мне повезло: это Nikkor 58mm 1.4 и Nikkor 85mm 1.4. Но поскольку этот обзор все же не о них - то только два слова. И... я мешаю в кучу коней и людей, но мне они показались в некоторой мере похожими по картинке, поэтому я их немного смешаю.
Скачать камерный JPG Скачать RAW
Резкость на удивление, не самая сильная сторона объектива 58мм - он не безупречно резок. Портретник 85мм несколько лучше по этому показателю, но тоже... ускользает правильная формулировка... не на первом месте.
Хроматические аберрации, вернее - сферохроматизм, присутствует у объектива 85мм, но при этом ободок цвета настолько тонкий, что разглядеть его можно только при увеличении.
Фокусировка быстрая и бесшумная.
Выводы
Простите за унылые клише, но во время съемки мне постоянно приходили ассоциации с Ferrary — машиной великолепной, и великолепно непрактичной. Которой не сможет управлять новичок, но в руках знатока она эххх! В наших-то пробках!
Nikon D810 — реально вещь с характером и собственным видением пространства фотографии. Это камера с душой, а не электромеханический прибор с линзой и кнопкой, «а внутре у ей неонка». Это как покупаешь ламповый усилок, и понимаешь, что жизнь уже не будет такой, как прежде: все любимые диски звучат по-другому, но потрясающе!
скачать файл размером 2500 по длинной стороне
Фокусировка резкая и острая, как удар шпаги. Ты раньше не снимал навскидку? Пора начинать! Однако, при недостаточном освещении автофокус иногда ошибается. Что значит иногда? В серии из 10 кадров 2 немного промазаны. Уверен, что если бы я осилил включить прожектор подсветки фокуса, этих проблем бы не было. Но мы же хотели Nikon D810 урыть? У нас получилось!
Эргономика безупречна. Прекрасная новость: резина корпуса по-прежнему великолепна на ощупь. Лучшей я не держал в руках. И по-прежнему немного отклеивается через год-полтора активного использования.
Автоматика баланса белого традиционно подчеркивает особенности освещения, то есть, сказать, что она работает идеально, я бы не торопился. Скорее — своеобразно. Но стоит немного поработать руками, установив ручные настройки, как картинка становится настолько вкусной, что хоть сразу в журнал.
Скачать оригинал (камерный JPG) Скачать RAW
Скинтон безупречный, и при этом он мне нравится тем, что не отдает оранжевым поросеночком. Детализирую: по данным исследований, человек субъективно воспринимает цвет кожи слегка более красным, чем он есть на самом деле, и цветокорщики это прекрасно знают. Если присмотреться, этот нюанс учтен. И картинка при этом выглядит таким образом, будто бы ты уже накинул нежную тонировочку и ночь просидел в фотошопе. Можно отдавать клиентам и они останутся довольны.
Правда, размер файлов великоват для ординарной клиентской съемки. Или сойдет?