Обзор Nikon D810 — первое, второе и третье впечатление

Это Nikon

Благодарю за внимание, все свободны…

Этими словами следовало бы заменить большинство обзоров.

Но по­верь­те мне, у Nikon D810 мно­го че­го есть, о чем сто­и­ло бы на­пи­сать. Мой стиль об­зо­ров не­сколь­ко от­ли­ча­ет­ся от об­щеп­ри­ня­то­го: ма­ло ци­фи­ри (об этом уже пи­са­но-пе­ре­пи­са­но, Гугл в по­мощь). За­то при­сталь­ное вни­ма­ние так­тиль­ным ощу­ще­ни­ям и ре­зуль­та­там, единст­вен­но до­стой­ным вни­ма­ния: кар­тин­ке и ра­бо­те ав­то­ма­ти­ки. И еще од­на осо­бен­ность: я ста­ра­юсь со­здать для ка­ме­ры мак­си­маль­но не­бла­гоп­ри­ят­ные усло­вия, что­бы она по­лу­чи­ла все шан­сы об­ла­жать­ся. И в то же вре­мя, что­бы смог­ла рас­крыть­ся в ре­аль­ных съем­ках, ко­то­рые и со­став­ля­ют каж­дод­нев­ную жизнь фо­то­гра­фа. По­смот­рим, что по­лу­чи­лось?

Первое впечатление — эргономика и эмоции

Тест камеры Nikon D810. Репортажная съемка с высоким ISO

Получив на обзор камеру Nikon D810, я тут же на съемку — что называется, «с корабля на бал». Поэтому первое впечатление приобрел, не имея возможности освоиться с камерой. И это очень интересный опыт, поскольку он позволяет увидеть, насколько Nikon D810 на самом деле дружественен к пользователю.

ISO 2500

Скачать файл (камерный jpg)

Итак, первое впечатление: полнейший восторг от тактильного ощущения хорошей, собранной и сбитой камеры в руках. Спуск немного слишком легкий, как у хорошо отлаженного Парабеллума, и это сказывается на субъективном темпе съемки: на протяжении всего теста я снимал примерно в два раза больше кадров, чем в тех же условиях своей штатной камерой. А в первый день - так в четыре! Другая сторона этой легкости: периодически возникают пустые срабатывания (ты хочешь просто поджать кнопку, чтобы активировать выбор зоны фокусировки, к примеру — а оно возьми и стрельни).

Звук затвора тихий нежный, он ласкает слух и реально прет от возможности делать это снова и снова. Поэтому обычный план по кадрам (для первой съемки) превышен раза в четыре. К слову говоря, тихий звук также имеет свои недостатки: например, в своей рабочей камере (которая гремит, как колесница апокалипсиса) я прекрасно слышу, когда выдержка становится слишком длинной и могу поднять ISO. Что же качается Nikon D810 - один из важных моментов съемки крестин я облажал, именно не расслышав длинной выдержки (изменилось освещение), и наделал серию смазанных снимков. 

Тест камеры Nikon D810. Крестины в церкви

Картинка в контровике мягкая, тональный и цветовой балланс прекрасен.

ISO1250, f/2. 1/160
Объектив Nikkor 58mm 1.4

Скачать камерный JPG   Скачать RAW

К слову говоря, затвор у Nikon D810 специально разработан с учетом повышенной разрешающей способности матрицы — он компенсирует микросотрясения при съемке. В отсутствие такой компенсации получается микросмаз, отчетливо заметный на матрицах с высоким количеством мегапикселей.

Эргономика

Резина мягкая и цепкая в руке, хотя, я не сказал бы, что камера лежит в ладони как влитая.

Баланс настолько хорош, насколько это вообще возможно. Полностью отсутствует ощущение «кивка» при нажатии на спуск, и что самое странное — практически пропали «завалы» вертикалей, с которыми я постоянно боролся. То есть, D810-й правильно лежит в руке.

Четырехпозиционное кольцо под большой палец управляет выбором зоны фокусировки. Обычно я предпочитаю джойстик, но в случае Nikon D810 никаких неудобств с выбором точки фокусировки я не ощутил.

Фирменная никоновская эргономика позволяет работать оперативно и удобно. Справедливости ради замечу, что я не впервые держу камеру этого бренда в руках: у меня был Nikon D200. Но знатоки бренда уже догадались, сколько лет назад это было. И все же: самые важные функции, как то ISO, режим съемки, баланс белого, тип экспозамера, экспокоррекция, интуитивно чувствуются на своих местах и слету позволяют включиться в работу. Почти без проблем.

Неудобство составили только мелкие обозначения на информационном дисплее, который в народе называют «погоном», вкупе с не очень яркой подсветкой этого самого дисплея. И это меня волнует, поскольку управление сильно завязано на этот дисплей. Сильно? Да без него вообще невозможно что-то отстроить! Например, первое время я просто не понимал, в RAW или jpg снимаю — обозначения мелкие и трудно читаемые в плохом освещении и при моем не идеальном зрении. При этом, внимание, сюрприз (!) — включить режим RAW+jpg из меню оказалось невозможно — во как!

Та же история с выбором установки баланса белого. Да, когда мне удалось добраться до установки ББ по цветовой температуре, все стало на свои места — на экранчике отчетливые крупные кельвины. Аллилуйя, братья!

Автоматика ББ, автофокус и экспозамер

В первую очередь проверяю автоматику Балланса белого, потому что корректная работа этого автомата экономит много времени при постобработке. Сказать, что она работает отменно, я бы не торопился - скорее, своеобразно, подчеркивая характер освещения. Если призадуматься, это правильно: рыба не должна пахнуть уткой.

Тест камеры Nikon D810. Отсутствие микросмаза при съемке

Автоматика баланса белого подчеркивает характер внешнего освещения.

ISO4000, f/1.8 1/80

Скачать файл (камерный jpg)

Работу автоматики балланса белого критиковать бессмысленно: это просто философия камеры, которая считает нужным показать, что снято при искусственном свете. У других производителей иной подход, Будда им судья.

Следует упомянуть, что первая съемка была репортажем в тусклом освещении паба. Скорость фокусировки вызвала восторг, это и не удивительно, учитывая, что на тест я получил два светосильных объектива: 85 и 58 мм с максимальным отверстием 1.4. Но о стеклах позже. Не смотря на недостаток освещенности, прекрасно работают как центральная, так и боковые точки фокусировки. И только сумрак выключенного в зале света (реалии съемки репортажей) заставил автофокус немного «блуждать» (для корректности: освещенность, при которой нормальный человек будет спотыкаться). Но навряд ли другая камера этого класса в таких условиях сработала бы лучше.

При ближайшем рассмотрении обнаружился заметный процент промазанных кадров (речь идет о съемке в темном помещении - напоминаю). В тупик поставил один кадр, в котором, фокусируясь по центральной точке, я получил фокус на боковой зоне. Но, повторюсь: низкая освещенность и обилие контровиков вполне прогнозируемо могут сбить с толку любой автофокус.

Обзор камеры Nikon D810. Промах фокусировки

Вот этот промазанный кадр. И я уверен, что фокусировка установлена по центральной точке.

Объектив Nikkor 85mm 1.4

Вопросы также вызвала работа экспозамера (мультизонный замер): некоторые кадры, снятые в серии, были отчетливо переэкспонированы, другие наоборот, недодержаны. Не то чтобы их было много, но возникает закономерный вопрос: чем руководствуется система экспозамера, если  для каждого кадра экспозиция замеряется отдельно, и в то же время, мы имеем два совершено одинаковых кадра из серии, проэкспонированных по-разному? То есть, сейчас хочу так, а через мгновение настроение поменялось — экспонирую иначе?

Ребята, я хочу вам сказать одну странную вещь: нет, не существует ни одной причины физического или технического характера, чтобы делать такие разбросы экспозции. Что же тогда происходит?

Тест Nikon D810 - работа экспонометра в серии

Ок, у меня есть ответ: Nikon D810, будучи барышней своевольной, просто так снимает, чтобы предоставить фотографу творческое пространство. Немножко непонятно? Сейчас объясню: ведь у тебя, уважаемый читатель, было не раз, когда идеально отработанная камерой экспозиция вызывает сомнения: а вот если бы темнее? А что если сделать силуэт? А что если взять в высоком ключе, было бы интересно! А вот 810-ка в серии делает такие подарки.

Даже больше скажу: этот «разброс» дорогого стоит! Учитывая, что за пленку платить уже не нужно, мне представляется вполне оправданным такой подход: дать небольшой разброс параметров в серии, чтобы поиграться результатами. Это же не репортажная камера, а творческая!

Разумеется, любой мало-мальски грамотный фотограф скажет: ну так есть же точечный замер, и центровзвешенный! И правда: есть! Но не будете же вы во время съемки репортажа переключаться на точку, если через секунду, наверняка, придется повернуться на 180 градусов и снимать другой сюжет. Вам нужно сосредоточиться на творческой части, а все остальное должна делать автоматика! При постановочной съемке, классическом портрете, студийном фотосете — никаких проблем. Включаем точку и вперед! Но D810 принципиально не позиционируется для съемки репортажей, и это разумно — не с 36 мегапикселями же!

Второе впечатление — картинка и камерный jpg

На следующий день портретная фотосессия и второе впечатление. Хайтековские интерьеры айтишного коворкинга удачно сочетаются с внешностью модели и получаются просто великолепная картинка, разнообразная, полная воздуха и настроения. И снова нет завалов (что довольно странно, учитывая мою постоянную работу над этой проблемой, не исключена идеальная эргономика корпуса камеры). Я определенно начинаю влюбляться…

Тест камеры Nikon D810. Портрет в интерьере коворкинга

При рассмотрении камерных джипегов возникает ощущение, что фотографии уже обработаны, отретушированы и наложена легкая, ненавязчивая и приятная тонировка. Думаю, в немалой степени это заслуга оптики, но и сама камера, ее матрица, динамический диапазон и особенности работы с цветом дают такой потрясающий эффект. Любопытно, почему такого не возникало с другими камерами?

Объектив Nikkor 85mm 1.4

 Скачать оригинальный камерный JPG можно по этой ссылке. А вот по этой ссылочке лежит RAW файл

Впервые я нашел, к собственному удовольствию, камеру, которая сразу идеально снимает в JPG и сразу дает Картинку. Так вот, с большой буквы. Которую можно, без всяких сомнений, сразу отдавать клиенту.

Клиенту… Отдавать… Снимаю сразу в jpg и содрогаюсь: 367 кадров — 9,36Гб? Да ладно! Через сколько дней у меня закончится место на винчестере? Кстати, закончилось довольно быстро: пара дней съемок, и приходится чистить, безжалостно удаляя летние фотосессии. Давно пора это было сделать.

Еще через два дня получаю сообщение от клиента с просьбой уменьшить нафиг эти файлы, потому что их ноутбуки просто не тянут проставить ватермарки. Трачу три часа, поскольку решил обработать RAW и сравнить (снимал для контроля RAW+jpg).

RAW

Тест камеры Nikon D810. Сраснение JPG и RAW

Внезапный челендж: сравню-ка, насколько отличается камерный jpg от моего собственного видения как должна выглядеть картинка.

Камерный JPG
Тест камеры Nikon D810. Модельные тесты, съемка в студии, обработка фотографии из RAW

Как можно увидеть, результат моей обработки RAW не очень сильно отличается от предложенного камерой. Более субъективного теста я не встречал, но после него я еще больше полюбил Nikon D810.

Моя обработка RAW

Adobe Lightroom утомительно тормозит: отстроить картинку из этих файлов непросто. Даже не смотря на то, что конфигурация компьютера не самая плохая: i7 и 16Гб оперативки. Посчитаем: на каждом файле плюс секунды две на открытие файла и построение картинки, и две на применение настроек (это помимо того, что нужно какую-никакую обработку сделать). Всего 600 файлов умножаем на 4 секунды: дополнительных 40 минут трачу на обработку фотосета просто потому, что это Nikon D810. Хорошо бы купить SSD винчестер.

Тест камеры Nikon D810. Модельные тесты, съемка в студии, обработка фотографии из RAW

Восстановления фотографии из RAW с помощью программы Adobe Lightroom, кажется, не превосходит алгоритмы внутрикамерной обработки. И да - эти алгоритмы по прежнему великолепны. Особенной "резиновости" файла я не ощутил (хотя, из теней отлично достается информация и при этом не происходит снижения контраста), и, откровенно говоря, результат не особенно лучше камерного джипега (следующее фото).

Моя обработка RAW

Третье впечатление — динамический диапазон и шум

Модельные тесты в студии с черной циклорамой. Я уже писал, что очень стараюсь сделать все, чтобы камера облажалась? Черный костюм, низкий ключ и черная циклорама — что может быть лучше!

Тест камеры Nikon D810. Модельные тесты, съемка в студии

Впечатления от студийной съемки вполне ожидаемые: круто, по-богатому, все точно и четко. Скинтон идеальный, тональный градиент великолепен. Единственная проблема — не вполне понимаю, как смотреть гистограмму. Но это, полагаю, издержки процедуры тестирования (не хватает времени разобраться со всеми нужными функциями).

Камерный JPG

Вот по этой ссылочке можно посмотреть камерный джипег, а по этой - RAW файл. Подобные съемки мы часто организовываем в группе Развитие фотографа на Фейсбуке. Если Вам интересно развивать талант фотографа - записывайтесь к нам. 

Nikon D810 TestЕще один плюс к эргономике камеры: обнаружилась дико удобная функция: просто нажав на центр четырехпозиционного джойстика (он же удобно отвечает за выбор точки фокусировки), в просмотре получаешь 100% увеличение в точке фокусировки. Мегаудобно!

Картинка при съемке в jpg получается именно такая, как нужно. Однако, не могу сказать, что динамический диапазон матрицы поражает, однако, он полностью соответствует физиологическому восприятию человеческого глаза. Диапазон теней представляет собой точку черного и искать в них каких-то нюансов или оттенков не приходится. Собственно, особенности зрения человека таковы, что область теней естественным образом воспринимает как черную область без особых оттенков. Посмотрите хотя бы картины в хорошем музее, а уж художники, поверьте, на этом собаку съели. Примерно так же выглядят джипеги с Nikon D810. Посмотрим, что покажет обработка RAW.

К слову говоря, пересвета Nikon D810 не любит: +2 ступени уже не вытягиваются из RAW. Темные кадры поднять гораздо легче, хоть и незначительно повышается количество жестких шумов. Шумы удаляются не так уж охотно, и приходится использовать довольно экстремальные значения фильтра шумов.

Обработка, шум и Лайтрум

Тест камеры Nikon D810. Портрет н пленере в кортровике. Уровень и размер шумов

Фотосессия на пленере в вечернее время потребовала высоких ISO и опять таки, стала вызовом для камеры, которая приучена к более комфортным условиям.

ISO3200, 1/200, f/1,6 экспокоррекция +2/3

Скачать JPG размером 2500 по длинной стороне.    Скачать RAW

Матричный замер плохо справляется с контровиком, как будто бы ситуация «голова в центре кадра на фоне яркого неба» является уникальной редкостью в практике фотографа, разработчики удивлены. А может быть, камера хочет получше проработать закатное небо, оставляя лицо портретируемого в тени? Но в результате получаем довольно жесткое и крупное зерно на лице, которое отнюдь не торопится убираться с помощью лайтрумовского шумодава. Помогают только довольно экстремальные значения.

Отдельно хочется сказать о шуме: он шум может вызвать некоторое раздражение у фотографов-техноманьяков, имеющих привычку делать 100% увеличение картинки и все это пристально рассматривать  через увеличительные стекла. Моя же точка зрения неизменна и подкреплена здравым смыслом: фото смотрим в реальном размере. То есть, при столь высоком разрешении матрицы шум, возникающий на высоких ISO, можно практически не учитывать, он просто не заметен (особенно с учетом разрешения матрицы). И больше даже скажу: лицо модели выглядит подозрительно гладким, как будто сделали ретушь и компьютерный пилинг. 

На более крупных портретах зерно уже становится частью фактуры кожи, впрочем, создавая порой некоторую шероховатость фактур. Как я уже писал, ISO3200 или 5000 вполне рабочие, единственный вопрос остается актуальным: как относиться к столь жесткому шуму?

Разговор о конверторе RAW файлов возник неспроста: как сказали в представительстве Nikon, алгоритмы обработки файлов компания секретит и поэтому независимые производители софта не в состоянии обеспечить идеальную работу конвертора. Лучше всего подходит фирменный конвертор Capture NX2 — он обеспечивает идеальное качество обработки. Надеюсь, найдется время установить и проверить программу.

Оптика

Было бы несправедливо не сказать два слова о объективах, полученных на тест вместе с камерой. Мне повезло: это Nikkor 58mm 1.4 и Nikkor 85mm 1.4. Но поскольку этот обзор все же не о них - то только два слова. И... я мешаю в кучу коней и людей, но мне они показались в некоторой мере похожими по картинке, поэтому я их немного смешаю.

Обзор объектива Nikkor 85mm 1.4.

Первое, что бросается в глаза - безупречное цветопропускание, притом, отличить один объектив от другого по этому параметру практически невозможно.

Nikkor 85mm 1.4 ISO5000 f/1.8

 

Скачать камерный JPG          Скачать RAW

Резкость на удивление, не самая сильная сторона объектива 58мм - он не безупречно резок. Портретник 85мм несколько лучше по этому показателю, но тоже... ускользает правильная формулировка... не на первом месте.

Хроматические аберрации, вернее - сферохроматизм, присутствует у объектива 85мм, но при этом ободок цвета настолько тонкий, что разглядеть его можно только при увеличении.

Обзор объектива Nikkor 85mm 1.4.

Боке! Самая сильная сторона обоих, но все же псевдоклассический Nikkor 58mm 1.4 по этому показателю лучший. Больше скажу: лучшего боке я не видел никогда. Особенно хороши изумительно круглые и правильные кружочки от огоньков всяких.

Nikkor 58mm 1.4

Фокусировка быстрая и бесшумная.

Выводы

Простите за унылые клише, но во время съемки мне постоянно приходили ассоциации с Ferrary — машиной великолепной, и великолепно непрактичной. Которой не сможет управлять новичок, но в руках знатока она эххх! В наших-то пробках!

Nikon D810 — реально вещь с характером и собственным видением пространства фотографии. Это камера с душой, а не электромеханический прибор с линзой и кнопкой, «а внутре у ей неонка». Это как покупаешь ламповый усилок, и понимаешь, что жизнь уже не будет такой, как прежде: все любимые диски звучат по-другому, но потрясающе!

Обзор камеры Nikon D810.

И уже не вполне понятно, это ты сам снимаешь, или камера за тебя принимает решение, как проэкспонировать кадр, например. Она снимает так, как ты, порой, не ожидаешь, а результат неизменно окажется настолько крутым, что ты готов простить внезапный низкий ключ

скачать файл размером 2500 по длинной стороне

Фокусировка резкая и острая, как удар шпаги. Ты раньше не снимал навскидку? Пора начинать! Однако, при недостаточном освещении автофокус иногда ошибается. Что значит иногда? В серии из 10 кадров 2 немного промазаны. Уверен, что если бы я осилил включить прожектор подсветки фокуса, этих проблем бы не было. Но мы же хотели Nikon D810 урыть? У нас получилось!

Эргономика безупречна. Прекрасная новость: резина корпуса по-прежнему великолепна на ощупь. Лучшей я не держал в руках. И по-прежнему немного отклеивается через год-полтора активного использования.

Автоматика баланса белого традиционно подчеркивает особенности освещения, то есть, сказать, что она работает идеально, я бы не торопился. Скорее — своеобразно. Но стоит немного поработать руками, установив ручные настройки, как картинка становится настолько вкусной, что хоть сразу в журнал.

Обзор камеры Nikon D810.

Пожалуй, это первая камера у меня в руках, с которой можно прекрасно снимать прямо в JPG и получать Картинку (именно с большой буквы).

Скачать оригинал (камерный JPG)    Скачать RAW

Скинтон безупречный, и при этом он мне нравится тем, что не отдает оранжевым поросеночком. Детализирую: по данным исследований, человек субъективно воспринимает цвет кожи слегка более красным, чем он есть на самом деле, и цветокорщики это прекрасно знают. Если присмотреться, этот нюанс учтен. И картинка при этом выглядит таким образом, будто бы ты уже накинул нежную тонировочку и ночь просидел в фотошопе. Можно отдавать клиентам и они останутся довольны.

Правда, размер файлов великоват для ординарной клиентской съемки. Или сойдет?