Canon 85mm 1.2 II. Цена фотосессии - это цена оптики

Сегодня прочитал обзор на каком-то американском сайте, на тему «А какой бы выбрать портретник для Canon»: соревновались топовые объективы L-серии от 85mm 1.2 до 200mm 2.0. Среди прочих равных Canon 85mm 1.2 был назван лучшим выбором. И это неспроста.

Bыбирая объектив для портретной съемки, я рассматривал следующие варианты:

  • Canon 85mm 1.2
  • Carl Zeiss 85mm 1.4
  • Canon 85mm 1.8
  • Canon 135mm 2.0
Цена фотосессии - Canon 85mm 1.2

И в пользу Zeiss говорило изумительное оптическое качество и относительно низкая цена (ой, очень относительно), а вот против – отсутствие автофокуса, что и сыграло роковую роль для этой марки. Младшая восемдесятпятка хороша и дешева (опять же относительно то и то), но я хотел именно топовое стекло, и до сих пор, если честно, мучаюсь сомнениями, что сделал правильный выбор. Однако, даже если я трижды ошибся, я и в четвертый раз готов повторить ту же ошибку – снимать на Canon 85mm 1.2, и вот почему… 

Рисует он просто божественно!... 

Цена фотосессии - Canon 85mm 1.2 L II

Комплектация Canon 85mm 1.2 простая и незамысловатая: замшевый чехол и бленда, изнутри оклеенная черным бархатом (да, черный бархат, Карл! – отличное светопоглощающее покрытие). Чехлу не помешала бы петля для крепления на ремень, а вот относительно бленды хотелось бы сказать отдельно: ее конус имеет великолепно удобное крепление, подобного которому мне встречать до сих пор не приходилось. И еще – она действительно нужна при съемке.

Положено сказать хоть два слова про конструктив, скажем: более чем убедительный – объектив весит кило сто, и эти кило сто чувствительно утяжеляют сумку и саму камеру! Иногда я даже ловил себя на том, что рука предательски пляшет от такого веса. Что, как вы понимаете, не лучшим образом сказывается на резкости. Но – повод качать гантели )

Canon 85mm 1.2

Другая сторона мощного конструктива и огромной передней линзы (относительное отверстие 1,2 прекрасно позволяет снимать при недостаточной освещенности) – медленная фокусировка, на что часто жалуются в интернетах – моторчику нелегко крутить здоровенные и очень тяжелые линзы. Тем, кто жалуется, сразу отвечу: у меня проблем со скоростью фокусировки не было, но не потому, что мой экземпляр какой-то другой, а вследствие понимания, что портретный объектив не стоит использовать для репортажной съемки. Ну и потому, что у меня камера с бустером) – все же дает дополнительную мощность мотору. И влияет на цену фотосессии в конечном итоге - чем больше железа, тем дороже. 

Оптические характеристики Canon 85mm 1.2

Ну и теперь о том самом главном, ради чего и пишется этот обзор. В общем, петь дифирамбы не будем, а просто постараемся с холодной головой проанализировать какие плюшки предлагает использование этого объектива. Оправдана ли цена фотосессии? 

Резкость и пластика – Инь и Ян

Кто-то написал, что Canon 85mm 1.2 резкий, как бритва – меня эта аналогия, если честно, смущает. Как бы не порезаться ) Но все же – Canon 85mm 1.2 великолепно резок даже на открытой диафрагме. Даже если увеличить фото каждая ресничка выглядит четко и совершенно не расплывается. 

Правда, нельзя забывать, что глубина этой резкости достаточно мала и некоторые неправильные манипуляции могут привести к нерезким кадрам. Как-то, нельзя работать с перестроением кадра: навелся по точке и снимай, иначе вылетишь из зоны резкости. Если модель движется, делай дубли, потому что будут промазанные кадры. Если стоишь неустойчиво – лучше поменяй позу, потому что, немного качнувшись, можно снова-таки выскочить из ГРИП. То есть, снимать нужно вдумчиво и внимательно.

Canon 85mm 1.2 восхитительно пластичен

Но при этом Canon 85mm 1.2 восхитительно пластичен и на портретах дает картинку, которая даже в ретуши не нуждается. Ну то есть, представьте: вы учитесь делать частотку, применяете всякие портретуры, тратите время на ретушь или деньги на ретушеров, чтобы лицо модели на выходе было гладким и «глянцевым», как на обложке. А Canon 85mm 1.2 просто снимает так.

Не подумайте, что куда-то девались всяческие дефекты кожи и прыщички – все в наличии, учитывая отменную резкость – и их все равно придется ретушировать. Но в глаза не бросается. Я говорю в основном об общем восприятии картинки, которую рисует Canon 85mm 1.2. Примерно то же пишут об Carl Zeiss 85mm 1.4 – фотографии с него не нуждаются в обработке (читая подобные комментарии, я никак не мог взять в толк, что же имеют в виду авторы).

Canon 85mm 1.2 глубина резкости

Создателям объектива удалось примирить непримиримое: отличную резкостьи микроконтраст с мягкостью и пластичностью рисунка. За это им огромный респект. 

Контровичок

Зато неизбежная жертва – контровичок. Хотя – это еще как сказать. В сравнении с тем же Carl Zeiss 85mm 1.4 герой нашего обзора контровый свет держит хуже, и поэтому я даже рекомендовал бы пользоваться блендой постоянно всегда не снимая. Но вот скажите: неужели инженерам Canon при создании топового стекла трудно было сделать, чтобы без контровичка? Отнюдь.

Canon 85mm 1.2 в контражуре делает красивые засветки - и это тоже цена фотосессии

Думаю, дело в том, что для вдумчивого фотографа, который вполне разбирается, как управлять светом (а другие этот объектив, полагаю, покупать не станут) Canon 85mm 1.2 открывает еще одну грань творческих возможностей. Если же без высокопарностей, то контровичок дает изумительной красоты засветки, без которых современное коммерческое портретное фото даже трудно представить. А не хочешь засветок – поверни немного в сторону, и все будет идеально без засветок. Как-то так.

Нужно еще добавить, что в контражуре Canon 85mm 1.2 не дает каких-либо бликов, звездочек и других красивостей. Их можно получать с помощью других инструментов.

Цветопропускание

Весьма трудное для объяснения понятие; для тех, кто не в теме и с ноутбуком. И все же, оно имеет место быть и наблюдается исключительно тренированным глазом на хорошем мониторе, но от него зависит конечное качество картинки и обработки (я как-то уже писал, что плохое цветопропускание при обработке в Photoshop приводит к нарастанию погрешностей цвета).

Canon 85mm 1.2 в контражуре делает красивые засветки

Так вот, цветопропускание у Canon 85mm 1.2 великолепное, как и свойственно быть у топового стекла ведущего мирового производителя. Никаких отклонений в передаче цветов заметить мне до сих пор не удалось, полагаю, потому что их нет. Но при этом имеется совершенно потрясающее богатство оттенков и полутонов.

И вот последнее нуждается в некоторых комментариях. Во-первых, вашим клиентам в абсолютном большинстве это абсолютно безразлично, потому что они просто этих оттенков не увидят на экранах своих ноутбуков. Но вы-то увидите, правда? И эти оттенки будут ой как заметны при печати
Canon 85mm 1.2 цветопропускание, оттенки, зарактеристики объектива - какова цена? Фотосессии будут просто идеальные

Во-вторых, эти оттенки есть, и они начинают вносить неожиданные изменения в картинку. Например, делая портрет в парке, зачастую вы не заметите зеленоватые блики от листьев на лице, благо автоматика камеры может лишнюю зелень компенсировать – если снимаете другим объективом, да еще и к примеру, зумом. Canon 85mm 1.2 бескомпромиссно эту всю зелень срисует, следовательно, теперь вы должны быть более требовательны к свету.  

Например, на фотографии выше великолепные оттенки в волосах модели - это не мелирование, а рефлексы и результат коррекции цвета лица, чтобы исправить рефлексы от зеленой листвы. Поэтому, в-третьих, очень желателен правильный балланс белого, чтобы все это богатство правильно отображалось.

Светосила

Высокая светосила и резкость объетива Canon 85 1.2 позволяет делать отличные снимки прямо ночью на улице

Просто огромная светосила делает Canon 85 1.2 поистине уникальным инструментом (и, если мне не изменяет память, в мире не существует портретников с большей светосилой) — с ним вам доступны вечерние портреты без всяких дополнительных вспышек. А это дает нам возможность получать правильные цвета для вечерней и ночной съемки. Ну и, разумеется, красивые огоньки с размытого фона. 

И снова как Инь и Ян светосила демонстрирует свою другую сторону: отличное «кремовое» боке.  Именно то, сверхценное «кремовое». При этом, благодаря высокой светосиле, мы можем гибко регулировать рисунок боке диафрагмой.

В случае вечерней съемки боке порадует нас прекрасными бликами фонариков – смотрится по-богатому.

Аберрации

В интернетах иногда ругают Canon 85mm 1.2 за хроматические аберрации. Ругают совершенно напрасно, потому что их нет. А ругают от неграмотности, приняв за хроматическую аберрацию так называемый Сферохроматизм, свойственный всем светосильным телевикам. 

Сферохроматизм - это аберрация, при которой контрастные края объектов ближе точки фокусировки окрашиваются пурпурной каймой, а дальше - зеленой. 

Увы, от этого вида аберраций избавиться программно практически невозможно, и единственный выход - постараться их не допускать. То есть, строить кадр таким образом, чтобы в зону размытия не попадали контрастные объекты, например. И еще, в защиту Canon 85mm 1.2 хочу сказать: сферохроматизм выражен незначительно, а точнее - кайма настолько тонкая, что практически незаметна, если только не увеличивать фото до неразумных размеров. 

Видео

О, я даже не думал, что этот объектив вообще возможно применять для съемки видео. Как оказалось — вполне и очень даже успешно. Наводится на резкость легко и уверенно. Рисует прекрасно. Нужен штатив, даже — обязателен.

На этом видео для съемки бэкстейдж в студии использовался
не только Canon 85mm 1.2, но надеюсь, вы сможете отличить портретник от штатника ) 

Финализируем

Я обычно в своих обзорах подвожу итоги, но в случае Canon 85mm 1.2 это довольно трудно: недостатков практически нет. А те что есть, либо относительны, либо являются продолжением его достоинств. 

Недостатки

  1. Очень тяжелый
  2. В интернетах пишут что "пылесос" - то есть склонен засасывать пыль внутрь корпуса - пока еще не было повода убедиться
  3. Медленная фокусировка - совершенно адекватна на самом деле для тех задач, для которых он предназначен
  4. Трепетно относится к контровому свету - как мы сказали, это продолжение его достоинств
  5. Требует внимательного и вдумчивого отношения к съемке
  6. К сожалению, имеет место сферохроматизм - ну так нужно задыриваться) 

 Достоинства

  1. Убедительный конструктив
  2. Светосила
  3. Резкость
  4. Микроконтраст
  5. Цветопропускание
  6. Контровичок дает красивую засветку
  7. На удивление оказался хорош для съемки видео

В итоге как-бы поровну... Но на самом деле все означенные недостатки и не недостатки вовсе, если призадуматься. Canon 85mm 1.2 очень хорош в своей узкой нише. Из моего опыта, он прекрасно работает не только для крупных портретов, но и для ростовых портретов, дефиле на подиуме, сцены, съемки в студии