Сегодня прочитал обзор на каком-то американском сайте, на тему «А какой бы выбрать портретник для Canon»: соревновались топовые объективы L-серии от 85mm 1.2 до 200mm 2.0. Среди прочих равных Canon 85mm 1.2 был назван лучшим выбором. И это неспроста.
Bыбирая объектив для портретной съемки, я рассматривал следующие варианты:
- Canon 85mm 1.2
- Carl Zeiss 85mm 1.4
- Canon 85mm 1.8
- Canon 135mm 2.0
Цена фотосессии - Canon 85mm 1.2 L II
Комплектация Canon 85mm 1.2 простая и незамысловатая: замшевый чехол и бленда, изнутри оклеенная черным бархатом (да, черный бархат, Карл! – отличное светопоглощающее покрытие). Чехлу не помешала бы петля для крепления на ремень, а вот относительно бленды хотелось бы сказать отдельно: ее конус имеет великолепно удобное крепление, подобного которому мне встречать до сих пор не приходилось. И еще – она действительно нужна при съемке.
Положено сказать хоть два слова про конструктив, скажем: более чем убедительный – объектив весит кило сто, и эти кило сто чувствительно утяжеляют сумку и саму камеру! Иногда я даже ловил себя на том, что рука предательски пляшет от такого веса. Что, как вы понимаете, не лучшим образом сказывается на резкости. Но – повод качать гантели )
Другая сторона мощного конструктива и огромной передней линзы (относительное отверстие 1,2 прекрасно позволяет снимать при недостаточной освещенности) – медленная фокусировка, на что часто жалуются в интернетах – моторчику нелегко крутить здоровенные и очень тяжелые линзы. Тем, кто жалуется, сразу отвечу: у меня проблем со скоростью фокусировки не было, но не потому, что мой экземпляр какой-то другой, а вследствие понимания, что портретный объектив не стоит использовать для репортажной съемки. Ну и потому, что у меня камера с бустером) – все же дает дополнительную мощность мотору. И влияет на цену фотосессии в конечном итоге - чем больше железа, тем дороже.
Оптические характеристики Canon 85mm 1.2
Ну и теперь о том самом главном, ради чего и пишется этот обзор. В общем, петь дифирамбы не будем, а просто постараемся с холодной головой проанализировать какие плюшки предлагает использование этого объектива. Оправдана ли цена фотосессии?
Резкость и пластика – Инь и Ян
Кто-то написал, что Canon 85mm 1.2 резкий, как бритва – меня эта аналогия, если честно, смущает. Как бы не порезаться ) Но все же – Canon 85mm 1.2 великолепно резок даже на открытой диафрагме. Даже если увеличить фото каждая ресничка выглядит четко и совершенно не расплывается.
Правда, нельзя забывать, что глубина этой резкости достаточно мала и некоторые неправильные манипуляции могут привести к нерезким кадрам. Как-то, нельзя работать с перестроением кадра: навелся по точке и снимай, иначе вылетишь из зоны резкости. Если модель движется, делай дубли, потому что будут промазанные кадры. Если стоишь неустойчиво – лучше поменяй позу, потому что, немного качнувшись, можно снова-таки выскочить из ГРИП. То есть, снимать нужно вдумчиво и внимательно.
Не подумайте, что куда-то девались всяческие дефекты кожи и прыщички – все в наличии, учитывая отменную резкость – и их все равно придется ретушировать. Но в глаза не бросается. Я говорю в основном об общем восприятии картинки, которую рисует Canon 85mm 1.2. Примерно то же пишут об Carl Zeiss 85mm 1.4 – фотографии с него не нуждаются в обработке (читая подобные комментарии, я никак не мог взять в толк, что же имеют в виду авторы).
Контровичок
Зато неизбежная жертва – контровичок. Хотя – это еще как сказать. В сравнении с тем же Carl Zeiss 85mm 1.4 герой нашего обзора контровый свет держит хуже, и поэтому я даже рекомендовал бы пользоваться блендой постоянно всегда не снимая. Но вот скажите: неужели инженерам Canon при создании топового стекла трудно было сделать, чтобы без контровичка? Отнюдь.
Нужно еще добавить, что в контражуре Canon 85mm 1.2 не дает каких-либо бликов, звездочек и других красивостей. Их можно получать с помощью других инструментов.
Цветопропускание
Весьма трудное для объяснения понятие; для тех, кто не в теме и с ноутбуком. И все же, оно имеет место быть и наблюдается исключительно тренированным глазом на хорошем мониторе, но от него зависит конечное качество картинки и обработки (я как-то уже писал, что плохое цветопропускание при обработке в Photoshop приводит к нарастанию погрешностей цвета).
И вот последнее нуждается в некоторых комментариях. Во-первых, вашим клиентам в абсолютном большинстве это абсолютно безразлично, потому что они просто этих оттенков не увидят на экранах своих ноутбуков. Но вы-то увидите, правда? И эти оттенки будут ой как заметны при печати
Например, на фотографии выше великолепные оттенки в волосах модели - это не мелирование, а рефлексы и результат коррекции цвета лица, чтобы исправить рефлексы от зеленой листвы. Поэтому, в-третьих, очень желателен правильный балланс белого, чтобы все это богатство правильно отображалось.
Светосила
И снова как Инь и Ян светосила демонстрирует свою другую сторону: отличное «кремовое» боке. Именно то, сверхценное «кремовое». При этом, благодаря высокой светосиле, мы можем гибко регулировать рисунок боке диафрагмой.
В случае вечерней съемки боке порадует нас прекрасными бликами фонариков – смотрится по-богатому.
Аберрации
В интернетах иногда ругают Canon 85mm 1.2 за хроматические аберрации. Ругают совершенно напрасно, потому что их нет. А ругают от неграмотности, приняв за хроматическую аберрацию так называемый Сферохроматизм, свойственный всем светосильным телевикам.
Сферохроматизм - это аберрация, при которой контрастные края объектов ближе точки фокусировки окрашиваются пурпурной каймой, а дальше - зеленой.
Увы, от этого вида аберраций избавиться программно практически невозможно, и единственный выход - постараться их не допускать. То есть, строить кадр таким образом, чтобы в зону размытия не попадали контрастные объекты, например. И еще, в защиту Canon 85mm 1.2 хочу сказать: сферохроматизм выражен незначительно, а точнее - кайма настолько тонкая, что практически незаметна, если только не увеличивать фото до неразумных размеров.
Видео
О, я даже не думал, что этот объектив вообще возможно применять для съемки видео. Как оказалось — вполне и очень даже успешно. Наводится на резкость легко и уверенно. Рисует прекрасно. Нужен штатив, даже — обязателен.
На этом видео для съемки бэкстейдж в студии использовался
не только Canon 85mm 1.2, но надеюсь, вы сможете отличить портретник от штатника )
Финализируем
Я обычно в своих обзорах подвожу итоги, но в случае Canon 85mm 1.2 это довольно трудно: недостатков практически нет. А те что есть, либо относительны, либо являются продолжением его достоинств.
Недостатки
- Очень тяжелый
- В интернетах пишут что "пылесос" - то есть склонен засасывать пыль внутрь корпуса - пока еще не было повода убедиться
- Медленная фокусировка - совершенно адекватна на самом деле для тех задач, для которых он предназначен
- Трепетно относится к контровому свету - как мы сказали, это продолжение его достоинств
- Требует внимательного и вдумчивого отношения к съемке
- К сожалению, имеет место сферохроматизм - ну так нужно задыриваться)
Достоинства
- Убедительный конструктив
- Светосила
- Резкость
- Микроконтраст
- Цветопропускание
- Контровичок дает красивую засветку
- На удивление оказался хорош для съемки видео
В итоге как-бы поровну... Но на самом деле все означенные недостатки и не недостатки вовсе, если призадуматься. Canon 85mm 1.2 очень хорош в своей узкой нише. Из моего опыта, он прекрасно работает не только для крупных портретов, но и для ростовых портретов, дефиле на подиуме, сцены, съемки в студии.